День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Владимир Радченко: «Чужих детей у нас нет»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/vladimir-radchenko-chuzhikh-detej-u-nas-net#sigProGalleria792c6de1ac
joomlamodniyportal.ru

Август – лето, но уже предчувствие и ожидание нового учебного года. Я всегда с радостью открывала двери в школу и часто думаю о школе как о самом важном пространстве на земле. Опыт и интерес учительский, журналистский и писательский привел меня на встречу к директору департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимиру Радченко.

Учитель начальных классов

Владимир Павлович, детская память и опыт детства лежат в основе личности. Кто был вашим ориентиром? Какие книги в детстве произвели самое яркое впечатление?

– Я вырос в Нижегородской области, в рабочей семье, в поселке Юганец Володарского района. Главные люди в моем детстве – это прежде всего родители. Бабушка – Галина Андреевна Радченко. И конечно, учителя. Мустафина Асия Белаловна, учитель математики, мой классный руководитель, Татьяна Александровна Лейкам, учитель русского языка и литературы, директор нашей школы, которая стала для меня эталоном учительства. Киселева Валентина Михайловна, мой учитель начальных классов. Я сам по одному из образований – учитель начальных классов.

«Ночевала тучка золотая»

– Моя учительница литературы всегда призвала нас к активному чтению. Литература преподносилась с точки зрения развития ума, кругозора, творчества, грамотности и воспитания чувств. Мы много читали, в том числе в классе, – вслух. И да, была книга, которая оставила очень глубокий след, поразила, произвела на меня, когда я был подростком, очень сильное впечатление. Называется она «Ночевала тучка золотая» (книга Анатолия Приставкина о детдомовских детях. – С. А.). Я ее начал искать потом, спустя годы – в магазинах, в Доме книги, на книжных развалах – и не находил. Недавно задался целью непременно найти и купить, потому что дочери буквально на днях исполнилось десять лет, хотелось, чтобы она – может быть, не сейчас, но в скором времени прочитала. Я вспоминаю, как мы приходили к нулевому уроку или оставались на 7-й урок. И Татьяна Александровна нам читала – она читала ее нам вслух, и помню, как весь класс на некоторых эпизодах просто плакал. Потому что сильная, эмоционально «прогруженная» история. Эта книга заставила меня в определенных моментах пересмотреть смысл жизни и отношение к детству. Когда меня спрашивают: «Сколько у вас детей, Владимир Палыч?» – я говорю: «У меня двое дома, 147 тысяч в школах и 75 тысяч в детских садах». Я считаю, что чужих детей у нас в городе нет. И когда я слышу» «Ой, это не наш ребенок – имея в виду «не из нашей школы», – я говорю: у нас все дети – наши. Мы должны им создавать равные условия для получения качественного образования, будь оно дошкольное, дополнительное или школьное. Наша задачао детях заботиться так, чтобы каждый ребенок был счастливым на этой земле. Стремиться к этому.

Все ступеньки

Как складывался ваш профессиональный путь?

– Окончил школу с серебряной медалью, учился с увлечением, по складу не то чтобы гуманитарий, но – симбиоз – занимался в театральном кружке, увлекался танцами, вокалом, после школы – всегда быстрей на репетиции, – песни, танцы… Открою вам секрет – даже немного учился в музыкальной школе, правда, окончить ее так и не удалось. После школы поступил сначала в политех. На специальность «Химическая технология органических веществ и топлива». Год отучился, но понял, что это не мое. И пришел в педагогический. На психолого-педагогический факультет. Там со мной побеседовали – так как у меня была серебряная медаль, сочли возможным просто зачислить по результатам собеседования. С третьего курса я стал работать в школе, в Московском районе, в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. А когда оканчивал вуз и получал диплом, у меня была уже должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Такое практически впервые было в этом вузе – когда студент на выходе уже замдиректора. Через некоторое время меня пригласили работать в управление образования Московского района, специалистом, потом в министерство образования области. Следующая страница – директор школы № 172 Московского района, затем – начальник управления образования в Сормове, затем – покорение Москвы, Министерство просвещения России. Так и получилось, что я прошел весь путь, все ступеньки – от учителя до директора департамента.

Государевы люди

Образование – это, наверное, самый сильный рычаг влияния на общество. Есть ли у вас личные образовательные стратегии и желание что-то изменить, привнести что-то новое?

– Я работаю в системе, в системе государственной. Мы – люди государевы. Все, что нам – посылом – дает Министерство просвещения Российской Федерации, мы обязаны исполнять. Мы поставлены для исполнения государственной политики в области образования. К ней можно относиться по-разному, можно ее критиковать, одобрять, но мы обязаны ее исполнять. Это базовая, фундаментальная часть моей работы, которую я обязан нести в массы. Не зря это называется Государственный федеральный общественный стандарт. Мы исполняем то, что предписано государством и первым лицом государства. Нас уполномочили это исполнять на территории Нижнего Новгорода.

Что является главным залогом вашего успеха и профессиональных побед?

– Однозначно, это моя семья – жена и двое наших детей. Это люди, которые умеют меня поддержать в любой ситуации, любить и где-то даже пожалеть. Те, кто разделяет со мной и победы и неудачи, а самое главное – кто всегда меня ждет дома, это мой тыл. Такой важный для успеха на передовой.

Создание ресурсных центров

– Новшества в русле общей муниципальной стратегии у нас есть – сейчас мы взяли вектор развития на создание в городе ресурсных центров по различным направлениям, которые в нашем понимании являются некими точками роста. Например, Центр профессионального роста молодого педагога. Это центр, созданный департаментом образования на базе 118-й школы, который выполняет задачу сохранения в профессии молодых учителей. Есть Центр по гражданско-патриотическому воспитанию, по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Городской ресурсный центр по инженерному образованию. Разные направления. Такую форму работы мы презентовали уже даже на уровне Российской Федерации, в этом году я выступал в Москве с презентацией системы центров по духовно-нравственному воспитанию – они есть в каждом из восьми районов города, и создан городской ресурсный центр, который задает темп развития этой системы.

Аттестация и награды

Владимир Павлович, есть вопросы, которые очень волнуют учителей со стажем. Вот, например, Ирина Георгиевна Семенова, учитель из 176-школы, спрашивает: «Недавно ввели дополнительное условие для получения статуса ветерана труда. Кроме стажа теперь еще обязательно иметь почетную грамоту от министерства образования. В школах подают на награждение одного педагога в год. А школы разные – где-то 120 учеников, а где-то 2200, и – соответственно – коллективы учителей есть 40 человек, а есть 120. Например, 176-я школа – самая большая школа в городе, там даже работающих пенсионеров много – не хватает учителей. Как быть тем, кто заслужил – и стажем, и работой?»

– Есть наградные квоты на весь город, они распределяются по районам и учреждениям. Может быть, районным управлениям образования надо внимательнее отнестись к учителям предпенсионного возраста – они смогут посодействовать и решить, перераспределить квоты на школы с учетом этих обстоятельств. Учесть, что в какой-то школе может быть несколько учителей, достойных награды, а где-то, тем более если коллектив небольшой и более молодой, поставить, может быть, на паузу до следующего года. Это организационный момент, который надо рассмотреть по отношению к конкретной школе и конкретной ситуации.

Артисты и спортсмены получают за свои заслуги звания навсегда, а учителям снова и снова приходится «аттестоввыаться», подтверждая свою квалификацию. Справедливо ли это?

– Аттестация и порядок ее проведения находится в ведении министерства образования и науки Нижегородской области. Мое мнение: учитель высшей категории в соответствии с Законом об образовании должен постоянно повышать свою квалификацию, и коллеги должны видеть, подтверждает ли он свои высокие результаты, выпускает ли медалистов, олимпиадников, призеров Всероссийской олимпиады школьников. Я считаю, что процесс аттестации является мотиватором в развитии, мотиватором для творческой работы.

Дверца новых побед

Моя мама была учителем. Я написала о ее судьбе книгу «Столетник Марии и Анны». О том, как изменялась школа – в широком смысле – на протяжении столетия в Нижнем Новгороде. Еще у меня есть повесть «Учительница по русскому», и она получила премию педагогического признания в С.-Петербурге «Добрая лира». Об учителях надо как можно больше рассказывать и писать книги. Вот я и подумала: хорошо бы у нас в Нижнем Новгороде организовать конкурс/премию, например короткой прозы с условным названием «Повесть о нижегородском учителе». Давайте организуем?

– Давайте. Это актуально как никогда в Год педагога и наставника, который у нас идет. И плюс – скоро у нас большое городское мероприятие, посвященное Году наставника и учителя, это будет большое собрание и награждение лучших учителей, воспитателей, педагогов системы образования города. Давайте попробуем за сентябрь проработать основные организационные моменты и старт дать в этом году. Конечно, это будет не разовый проект, а на регулярной основе, который будет проходить из года в год. И подключить к этому творческому конкурсу и учеников, и учителей, и всех, кто захочет сказать свое слово об учителе. Мы и дворец наш сюда подключим. Объявим о старте, озвучим, а до этого продумаем номинации, простроим всю работу на будущее.

Что пожелаете всем, кто скоро начнет новый учебный год?

– Педагоги – счастливые люди, они отмечают Новый год два раза в году. Хочется пожелать творческих успехов, благодарных глаз детей, отзывчивых и понимающих родителей. Здоровья, потому что оно нам помогает реализовывать наши планы. Пусть каждый педагог вместе со своими учениками и воспитанниками в новом учебном году откроет очередную дверцу новых побед. Сегодня отдельные слова благодарности мне хочется сказать своим педагогам: Лейкам Татьяне Александровне, Киселевой Валентине Михайловне, Мустафиной Асие Белаловне. Я преклоняюсь перед этими людьми, низкий им поклон, здоровья и долголетия. А нам, педагогам, самое главное, быть в едином сообществе – звездочка к звездочке, кулачок к кулачку – так появляются большие победы. Я ценю каждого, горжусь каждым и уверен, что каждый на своем месте вершит те большие дела, которые, может быть, не всегда сразу заметны. Результаты работы врача, например, видны уже завтра, а результаты труда педагога проявляются через года, через года дают свои высокие плоды, которые мы сеем сегодня. Поэтому всем – творческих побед, новых вершин и здоровья.

Беседовала Марина Кулакова

Фото из семейного архива Владимира Радченко

  • 071 (1929) 09.08.2023

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru