Картины нижегородского художника Михаила Полякова не перепутаешь ни с какими другими. В прошлом году Михаил отметил 30-летие творческой деятельности, а 13 мая 2024 года планирует отметить 55-летний юбилей. К этой дате маэстро Поляков готовит персональную выставку в Нижегородском художественном музее, где представит работы последних лет.
Справка
Михаил Поляков родился в 1969 году в Дзержинске Горьковской области. В 1993 году окончил художественно-графический факультет Владимирского государственного педагогического института, в 1995-м – отделение «Дизайн интерьера» НГАСУ. С 2000 года – член Союза художников России. Участник групповых, областных, федеральных и международных выставок и проектов.
Художник-оптимист
Говорят, что картина – отражение личности творца. Глядя на пейзажи Михаила Полякова, можно утверждать, что автор – доброжелательный, жизнелюбивый и светлый человек. Сам Михаил считает, что картины должны передавать эмоции и лучше, конечно, если они будут нести позитив зрителям. Хотя у него есть и сдержанные в цветовом решении работы. На профессиональный выбор оказала влияние семейная традиция: художниками были его дед и дядя. Во время учебы во Владимире Поляков в полной мере постиг секреты так называемой владимирской школы живописи, которой присущи яркие, позитивные, насыщенные цвета; плоскостное изображение, декоративность; крупные широкие мазки; эксперименты с выпуклым грунтом, фактурное письмо; на картинах в основном природа, деревни, церкви, старые улочки; простые композиции. Полякова считают продолжателем традиций владимирской школы. «Хотя, наверное, это громко сказано, – замечает Михаил. – Конечно, я использую в работе какие-то приемы владимирской школы. Например, контрастные насыщенные цвета. Родоначальники школы использовали в своем творчестве приемы живописи, которыми пользовались, например, французские импрессионисты. Приемы из арсенала живописи мирового авангарда. В частности, на картинах заметна игра пятнами, широкий мазок. Я добиваюсь эффекта «выпуклого письма» за счет мастихина. (Мастихин – инструмент, с помощью которого художники смешивают густые масляные краски, очищают палитру и наносят краску на полотно. Это тонкая упругая пластина в виде лопаточки с ручкой. – Прим. авт.)»
«Эскизы – не мой метод»
Михаил вместе со своей супругой Мариной, также известной нижегородской художницей, постоянно участвует в пленэрах. В 2014 году он стал лауреатом Марийского пленэра, в 2018-м – Бритовского. Художник находит удовольствие от перемены мест, новых знакомств и азарта творческого соревнования. «Если пленэр длинный, скажем недели две, то я могу написать картин 30, – замечает художник. – В среднем две картины в день. Рисую быстро, но это очень энергетически затратно. Эскизы – не мой метод. На свежем воздухе пишу сразу законченное произведение. Чтобы не дописывать потом в мастерской».
«Здания как люди»
Нравится Полякову отображать на холсте набережные, улицы исторической части Нижнего Новгорода. «Здания здесь как люди – все разные, у каждого свое лицо, – говорит художник, – все интересные и живописные». На выставке «Нижний Новгород. Детали будущего», которая работала в Центре культуры «Рекорд» осенью прошлого года, Михаил Поляков представил большой диптих «На высоком берегу». Город на откосе – словно в сказке Пушкина «О царе Салтане», нарядный, цветущий. «Нижний Новгород – уже город будущего, потому что у него огромное прошлое. Прошлое – фундамент! Летят корабли на крыльях, крылатые самолеты делают виражи. Мчатся скоростные поезда, тянутся в небо башни. Восстанавливаются фантастические сооружения Нижегородской ярмарки. Пакгаузы оделись в зеркала. Фуникулер «ползет» в кремль», – написал Михаил Поляков в своей сопроводительной информации к картине.
Рождение гармонии
В прошлом году автору этих строк довелось наблюдать, как работает Поляков. Художник смело наносит мазки на картину – просто берет краски и бросает их на холст, кажется, хаотично, беспорядочно, но каждый мазок – точный, к месту. И в этом хаосе рождается гармония, ритмическая законченность. Появляется узнаваемый образ, четкий, понятный. Художник искривляет формы строений, пейзажа, пространства. Отважно вносит в привычные сюжеты непривычные цвета. Его работы тяготеют к авангардной традиции: пишет Михаил экспрессивно, задорно, есть в картинах ощущение праздника, мажорного настроения. Это настоящий талантище!
Художник Поляков пробовал рисовать в разных техниках, но остановился на выбранной однажды фактурной живописи мастихином как наиболее интересной для зрителей и отвечающей его натуре. «Жанровые полотна и портреты пишу, но очень редко. Новое для меня – это новые виды Нижнего Новгорода, Дзержинска, Гороховца, других городов. Я называю это «неохваченные пейзажи», – говорит художник.
Елена Анисимова
Фото из личного архива Михаила Полякова