День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Гусляр земли нижегородской

Мы возвращаемся к корням, к истокам. Возрождается интерес к родной стране, искусству, истории. Детям дают исконно русские, славянские имена. Появляются клубы реставраторов исторических баталий, мастерские народных ремесел. А в музыке настоящим открытием для наших современников стали гусли – древний струнный музыкальный инструмент.

Детская мечта

В Нижнем Новгороде гусляров можно пересчитать по пальцам. Например, недавно созданный ансамбль гусляров «ГудиЯръ» сразу же стал востребованным.

А мы познакомились с музыкантом-любителем, научным сотрудником музея-усадьбы Рукавишниковых Иваном Богомоловым.

На гуслях Иван играет просто божественно. Живое звучание старинного музыкального инструмента в его умелых руках не сравнится и с электронным синтезатором. Сразу вспоминаются сказка «Садко», народные былины и песнопения.

Иван Богомолов – увлеченный человек. Окончил нижегородский Мининский педагогический университет, он профессиональный историк. В Нижегородском музее-заповеднике работает с 2011 года. В настоящее время – старший научный сотрудник, изучает фонды музея, создает документальные фильмы по истории Нижнего Новгорода.

Интерес к гуслям у нашего собеседника возник еще в старших классах школы. Музыкальную грамоту он изучал во Дворце пионеров им. Чкалова. Играл на аккордеоне. Потом приобрел подержанное фортепиано.

– А в середине 90-х годов прошлого века как-то услышал радиопередачу о гусляре, музыканте-любителе, – рассказывает Иван Богомолов. – Он оказался мастером на все руки, сам себе сделал инструмент. Волшебный звук гуслей завораживал. Мне эта передача запала в душу. Так родилась мечта приобрести гусли, научиться на них играть. Потом узнал, что есть мастера, которые делают этот инструмент, я к ним обратился. Первые гусли у меня появились в апреле 2021 года – многострунные гусли марийского типа, на 26 струн.

Гусли – русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидности которого – арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. На гуслях играют герои русского былинного эпоса Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Слабое натяжение – превосходный звук

Дворец пионеров дал Ивану Богомолову базовые знания по музыкальной грамоте, которые пригодились, когда он стал учиться играть на гуслях. Поначалу сильное натяжение струн отбивало охоту играть, набивал мозоли. Пальцевую технику помог освоить музыкант из С.-Петербурга Егор Стрельников. Среди профессионалов этот талантливый музыкант хорошо известен, у него есть замечательные авторские сочинения для гуслей. Стрельников пригласил Богомолова к себе в гости.

– Я ездил к нему в 2022 году, – говорит Иван. – Жил у него, Егор оказался человеком радушным. У него перенимал приемы игры, которые мне потом очень пригодилось. Стрельников дал также немало полезных советов. Спросил, какого звучания ты хочешь добиться? Если будешь выступать на концертах, то звук должен быть сильный, яркий, а этого можно достичь только при сильном натяжении струн. Если же будешь играть для себя, для души, хочешь наслаждаться объемными звуками, подобными раскрытому цветку, то лучше выбрать натяжение послабее. Я послушал, как играет на гуслях со слабым натяжением сам музыкант, и был очарован этим звучанием, понял, чего именно я хочу. Мои первые гусли были концертными. Конструктивные особенности инструмента нельзя было исправить. Поэтому я решил заказать гусли со слабым натяжением струн. Инструмент получился легким, относительно компактным, с превосходным звучанием.

«Не пел ли песен бесовских?»

Иван Богомолов считает, что гусли – инструмент, который незаслуженно забыт.

– Массово гусли стали преследоваться начиная со времен патриарха Никона, – рассказывает историк и музыкант. – В середине XVII века были объявлены настоящие гонения на гусляров. Доходило до того, что инструменты изымали, сжигали. По некоторым данным, гусляры считались колдунами, а гусли – «бесовским инструментом». По другим – отрицательное отношение церкви к русской инструментальной музыке было вызвано стремлением священников бороться с пьянством и развратом, происходившими на различных гульбищах, неотъемлемой частью которых были и музыканты-гусляры. А всего вернее, просто гусляры, исполняя свои сатирические куплеты, говорили правду, которая была неугодна правителям страны.

В большей степени гусли сохранились у мордвы и марийцеву этих народов гусляров не преследовали. Поэтому шлемовидные марийские гусли дошли до наших времен. Любопытно, что у мордвы и марийцев гусли считаются священным музыкальным инструментом.

Проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие: «…не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли?» А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Во времена царя Алексея Михайловича гусли изымались у населения и сжигались целыми возами.

Для Ивана Богомолова игра на гуслях – отдых от компьютера. Музыкант любит импровизации. В концертах в силу занятости участвует нечасто. «Может, когда-нибудь и отважусь на рискованный шаг – творческий вечер. А пока просто хочется записать одну композицию на борисовских гуслях и однуна перекрестных гуслях», – делится творческими планами музыкант-любитель.

Елена Анисимова

Фото из архива Ивана Богомолова 

  • 001 (1978) 10.01.2024

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru