23 июня в Нижнем Новгороде открывается Кубок содружества. В соревнованиях воздушных шаров примут участие 25 пилотов из России, Бразилии, Армении, Белорусии, Узбекистана и Казахстана. Хороший повод пообщаться с президентом федерации воздухоплавательного спорта Нижегородской области Георгием Зименко.
Летать или судить?
– Георгий, в минувшем мае вы были главным судьей на чемпионате Московской области по воздухоплавательному спорту. Переходите, образно говоря, на тренерскую работу?
– Судейство – это некий следующий этап развития пилота. Летать, я надеюсь, буду и дальше. Но в спортивной части развиваться буду в направлении именно судейства.
– Что сложнее – судить или летать самому?
– Судить. Во-первых, ты не получаешь удовольствие от полета, остаешься на земле. Во-вторых, всегда есть кто-то недовольный судейством полета. На главном судье лежит большая ответственность. Он должен придумать такие задания, чтобы пилоты смогли выполнить. Тепловой аэростат – сложно управляемое воздушное судно. Нам «заходить на цели» не так просто, как самолетам, вертолетам и даже дирижаблям.
– Вы вице-президент Федерации воздухоплавательного спорта России. Как сейчас развивается спорт, учитывая сложную международную обстановку?
– Нас исключили из всех европейских федераций и запретили участвовать на чемпионатах мира и Европы, где наши пилоты постоянно завоевывали высокие места. Тем не менее российские пилоты продолжают развиваться. Мы немножко поменяли международный уклон. В основном на страны БРИКС. В этом году, например, приглашали к нам пилотов из Китая, Бразилии, Японии. Надеемся, что сможем ездить на соревнования в страны БРИКС, чтобы уровень российских пилотов оставался по-прежнему высоким.
По заветам Чкалова
– Расскажите о мировом рекорде по продолжительности полета на воздушном шаре, который случился в марте этого года и к которому вы имели отношение.
– Очень рад, что стал маленькой частью нового абсолютного мирового рекорда по дальности полета на тепловом аэростате. Осенью мне позвонил Иван Меняйло и сообщил о планах установить мировой рекорд с Федором Конюховым. Пригласил участвовать. Отказываться от таких проектов не в моих правилах, рекордные дела я очень люблю. Я работал на месте старта и месте приземления наших воздухоплавателей в Москве и Сибири.
– Насколько важен этот мировой рекорд для нашей страны?
– Очень важен. Каких-то 10 лет назад каких-то русских имен среди мировых рекордсменов в воздухоплавании не было. Полет Федора и Ивана показал, что Россия должна быть в этой области лидерами. Мы огромная страна, где можно летать далеко, высоко и долго. Предыдущий рекорд по дальности полетов, кстати говоря, держался 30 лет.
Повысить зрелищность
– Расскажите, что за воздухоплавательное мероприятие стартует в Нижнем Новгороде 23 июня?
– Мероприятие называется Кубок содружества. Проводится в первый раз. Впервые в истории нижегородского воздухоплавательного спорта хотим сделать полет-открытие со стартом на стадионе «Труд». «Труд» подходит для нас идеально. Там нет зеленого покрытия – можно спокойно использовать для стартов всю площадь спортивного сооружения. Роза ветров в районе стадиона практически идеальна для полета шаров. Мне бы хотелось, чтобы стадионом для старта шаров был именно «Труд», еще и потому, что заречная часть Нижнего до последнего времени была фактически исключена из нашей полетной зоны. Мы не летали там еще и потому, что рядом аэропорт «Стригино». Нам просто некуда было приземляться. Сейчас хотим в идеале улететь в сторону борских лугов. Тем самым порадовав жителей близлежащих к стадиону районов. После полета-открытия пилотам предстоит выполнить спортивные задания – визуальные (видные с земли) и виртуальные (отмеченные на карте). Хотелось бы повысить зрелищность полетов. Есть задумка привлечь к полетам волонтеров в качестве членов измерительных команд. Старшие таких команд съезжаются со всей России – это профессионалы. Думаю, что рядовым нижегородцам это тоже должно быть интересно. Когда мы летаем в полях – это одно. Когда в городе – совсем другое. Пропаганда нашего вида спорта – лучше не придумаешь. Пилоты будут рассказывать в соцсетях, какие были цели, как они туда зашли и так далее. Чтобы нижегородцы лучше понимали, что такое воздухоплавательный спорт и с чем его кушать.
Небо и земля
– Хотелось бы услышать ваше мнение о сотрудничестве с администрацией Нижнего Новгорода…
– В последние годы у нас установились рабочие отношения с администрацией города, чего порой очень не хватало раньше. Просто небо и земля. В мэрии сейчас прекрасно понимают, насколько наш спорт красив и как полеты над городом развивают туризм. Поддержка города чувствуется во всем. Десять лет назад, например, мы по месяцу ждали разрешения на полет. Сейчас выдача разрешения проходит в течение одного дня. Раньше чисто административная работа забирала у нас много сил, которые мы сегодня имеем возможность потратить в другом направлении.
Сергей Анисимов
Фото из архива редакции, Алексея Манянина и Георгия Зименко