День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Что делать с маленькими манипуляторами

Отношение к детям, принципы воспитания сегодня изменились. Однако малыши, рождаясь проходят все те же психологические этапы становления. Маленький ребенок проверяет родителей на прочность. Это естественно, малыш еще не знает, как себя нужно вести, какие нормы поведения приняты в семье, в обществе, вот он и действует «на ощупь» и при этом постоянно провоцирует взрослых. Конечно, намного проще родителям дать раскапризничавшемуся малышу свой сотовый телефон, чтобы он нажимал кнопки и наступили вожделенные минуты тишины и покоя. Но стоит ли идти у чада на поводу?

Кто кого переупрямит

– Психологическая безопасность ребенка во многом зависит от взрослых. Родители, чтобы не вредить ребенку, должны научиться анализировать свой посыл, реакции и действия по отношению к ребенку. Если мама говорит трехлетнему расшалившемуся малышу, который отказывается собираться на прогулку: «Какой ты такой упрямый! Никогда не слушаешь меня! Ты такой же, как твой папа! Вечно как он все делаешь!» – конечно, подобная тирада неконструктивна. Мама просто выплескивает свои эмоции, в данном случае обиду, на мужа, – объясняет семейный психолог Елена Барышникова.

Если реакции взрослых «неправильные», то таким образом родители собственными руками сеют в ребенке неуверенность, ощущение, что он не такой, как надо. Это нарушение психологической безопасности.

– Упрямство – это не всегда плохо. Иногда это просто черта характера. Задача взрослых – направить эту черту в правильное русло, преобразовать упрямство в упорство в достижении каких-то целей, – советует психолог. – Как ни парадоксально, но проявление упрямства иногда единственная возможность ребенка отстоять чувство собственного достоинства.

Часто упрямство маленьких детей связывают с кризисом трех лет. Сегодня у многих современных малышей кризис трех лет начинается намного раньше. Его признаки уже заметны в 1,8–1,9 года. Критерии кризиса – это подчеркнуто демонстративное стремление к самостоятельности, яркое выражение протеста.

Проверка границ

Как отреагирует мама, если я переверну тарелку с кашей или буду черпать воду из ванной и выливать на пол? Это же так интересно!

– Задача родителей – задать границы, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Например, рассказать, что в нашей семье не приветствуется командный тон, нужно вежливо попросить. Вещи нельзя раскидывать, а обедать можно только за столом, и так далее. Границы должны обязательно проговариваться и подкрепляться личным примером. Дети нас копируют во всем. Если вы сами перекусываете на ходу или не кладете одежду на место, будет сложно добиться от ребенка, чтобы делал по-другому, – объясняет Елена Барышникова.

Родитель – во всем пример для ребенка. Дети стараются делать то, что взрослые просят. Главное – давать правильный посыл, побольше хвалить малыша.

В Австрии развита сеть клиник, которые занимаются семейным психологическим здоровьем. Например, мама с ребенком до года обратилась в поликлинику с проблемой плохого набора веса. Вес – это очень серьезный в этом возрасте параметр здоровья. В Австрии, особенно если у ребенка нет никаких физических отклонений, в этой ситуации обязательно подключают психолога. В результате специалисты увидели, что мама «неправильно» кормит своего малыша, она делала это очень авторитарно, не давала ему пачкаться, контактировать с пищей, исследовать еду, а это очень важно на этапе возрастного развития.

В отношении с ребенком должна быть дистанция. Малыш должен признавать иерархию, авторитет взрослых. Неправильно спускаться на детский уровень.

Дети обладают очень мощной природной психологической защитой, у них высокая самооценка, малыш знает, что он хороший. Если ребенок заявляет, что он плохой, то это очень тревожный сигнал. Значит, произошло серьезное нарушение в представлении ребенка о нем самом. Нужно разбираться, что произошло в семье, в детском саду.

Малыш, ты не виноват

У ребенка очень мощная настройка на того, от кого ребенок зависит. Когда мама оставляет малыша в возрасте до полутора-двух лет, для него это всегда стресс. Во главе угла стоит «сообщение», что мамы нет рядом. Объяснить малышу, что мама ушла ненадолго, пусть даже в магазин за игрушкой для него же любимого, практически невозможно, потому что социальный мир для маленьких детей первое время не существует. Конечно, это не значит, что родители не должны отходить от своего чада ни на шаг. Просто они должны понимать, что значит их отсутствие для годовалого малыша.

Дети очень чувствуют состояние родителей.

В воспитании стоит стараться избегать манипулятивных приемов – «если ты пойдешь туда-то, я дам тебе конфетку» или «если ты не перестанешь плакать, я отдам тебя дяде-полицейскому». Манипулируя ребенком, взрослые в нем самом воспитывают манипулятивные навыки. Как тут говорить об уважении, если ребенка регулярно принуждают что-то делать и тем самым обучают его принуждать других.

Воспитание с помощью запугивания ведет к неврозам и психическим расстройствам. Вместо запугиваний нужно грамотно мотивировать ребенка.

Страху нужно улыбнуться

Детские страхи связаны с возрастом ребенка. Например, для малыша до года страшно потерять из виду маму. Даже если мама просто скрылась за занавеской в ванной, для малыша это уже стресс.

– Около трех лет у многих детей возникает боязнь темноты. Родители трехлетней Насти искренне не понимали, почему дочка не разрешает гасить лампу, и пытались рассказать девочке о причине возникновения темноты с научной точки зрения. С психологической точки зрения это ошибка – полное игнорирование возраста ребенка. Насте не нужно ничего объяснять, так как она еще не способна вникнуть в процессы движения светил, да и простое объяснение, что солнышко спать ложиться, в данной ситуации не годится. Страх – это чувство, эмоция. Взрослым важно показать, что они эмоционально разделяют переживания ребенка. Можно сказать малышке: «Я понимаю, что ты боишься. Ты имеешь на это право. Даже взрослые в темноте чувствуют себя некомфортно…» Но темнота – иногда это здорово, например, она нужна, чтобы любоваться тем, как горят бенгальские огни. Со страхами нужно поступать так же, как в мультфильме про крошку Енота, который испугался своего отражения, – убеждена психолог.

Иногда испуг помнится долго. Например, у девочки постоянно в одном и том же месте на улице начиналась истерика, а потом бабушка вспомнила, что именно на этом углу их с внучкой испугала большая собака.

Но самое страшное для маленького ребенка – это агрессия со стороны взрослых, со стороны тех, от кого зависит его жизнь и безопасность. Поэтому стоит сто раз подумать, прежде чем накричать на ребенка, тем более крик – это, как правило, проявление беспомощности родителей.

Вера Яковлева

Фото из интернета

  • 091 (1363) 17.10.2018

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru