День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Нижегородская мода: вчера, сегодня, завтра

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/obsudim/nizhegorodskaya-moda-vchera-segodnya-zavtra#sigProGalleriafac7196b82
joomlamodniyportal.ru

Совсем недавно в Нижнем Новгороде состоялась Matryoshka Fashion Week – главное модное событие в нашем регионе, в рамках которого свои коллекции одежды, вдохновленные народными художественными промыслами, представили в том числе и нижегородские дизайнеры.

Об истории и путях развития нижегородской моды мы поговорили с автором и продюсером Matryoshka Fashion Week, председателем Нижегородского отделения Союза дизайнеров России, руководителем регионального кластера легкой промышленности, дизайнером и модельером Ольгой Рыхловой.

Каковы, на ваш взгляд, истоки нашей нижегородской моды?

– По моему мнению, ее история началась довольно давно. Исторически сложилось так, что Нижний – город купцов и ремесленников. Богатых залежей полезных ископаемых здесь никогда не было, земли не столь плодородны, как в Черноземье, и жителям Нижегородчины больше нечем было зарабатывать, чтобы прокормить себя и свои семьи. Неудивительно, что более 60% всех народных промыслов России, из которых затем «выросла» наша легкая промышленность, развивались именно на территории нынешней Нижегородской области.

В XVIII–XIX веках огромное количество людей постепенно перебирается из окрестных деревень в губернский город, где тогда бурно развивалась промышленность и торговля. Но вставал вопрос: а как же одеть всех этих людей? В деревне практически в каждой избе были прялка и ткацкий станок, все женщины умели изготовить пряжу, наткать полотна, сшить одежду для себя и своих родных – все эти русские рубахи, сарафаны, кафтаны. Зажиточные семьи могли и на Нижегородской ярмарке купить разных тканей, в том числе заморских, – сюда ведь чего только не привозили. Нарядам жителей Нижегородской губернии могут позавидовать многие наши современники – это прекрасного качества ткани, кружево, золотная вышивка, костюмы, богато украшенные полудрагоценными камнями, жемчугом, бисером…

Но в городе ткацкий станок в каждый дом уже не поставишь. И тут начинают появляться портновские мастерские, затем частные ателье, где одевались обеспеченные горожане.

Что происходило в начале XX века и потом, после революции?

– В это время важную роль в развитии отечественной модной индустрии играла наша великая землячка Надежда Ламанова. Для меня и для многих моих «коллег по цеху» это весьма значимая фигура в истории российской легкой промышленности. В 2021 году исполняется 160 лет со дня ее рождения. Мы собираемся увековечить ее память, открыв мемориальную доску на здании ННГАСУ (раньше там находилась Мариинская женская гимназия, которую окончила Надежда Петровна).

Ламанова прославила российскую моду еще до революции. Больше 100 лет назад она создала теорию промышленного моделирования одежды, которой до сих пор пользуются во всем мире.

В 1925 году Надежда Ламанова и ее команда со своей коллекцией льняной одежды, украшенной национальной русской вышивкой, получили гран-при на выставке ар-деко в Париже. По тем временам это было настоящий прорыв! Можно сказать, что она показала затянутой в корсет Европе, что женская одежда может быть другой – простой, удобной и в то же время очень красивой.

В советские годы в нашем городе, который тогда носил имя Максима Горького, открылся один из крупнейших в СССР Домов моделей. В Советском Союзе их было всего 25. Три лидера – это Московский, Ленинградский и Горьковский. Здесь работала целая команда профессионалов, создававших модели и коллекции одежды, которые затем отшивались в промышленных масштабах по всей стране. Горьковский Дом моделей неоднократно участвовал в модных показах за рубежом, становился призером международных конкурсов, где представлял свои коллекции. Одной из ключевых особенностей работы горьковских модельеров было активное использование народных мотивов – это и золотная вышивка, и чкаловские гипюры, и балахнинское кружево, и ручное ремизное ткачество.

Позднее было создано и Горьковское проектно-конструкторское бюро, которое продолжало разрабатывать такие линейки одежды и аксессуаров. Широкий спектр народных промыслов, существовавших на территории нашего региона, послужил почвой для создания уникального аутентичного нижегородского продукта.

Горький был закрытым городом, поскольку здесь располагалось множество оборонных предприятий, где делали танки, самолеты, различные суда. Швейные же предприятия города, во многом также заточенные на ВПК, были очень хорошо оборудованы и выполняли заказы по пошиву военной формы. Сейчас здесь шьют униформу для крупных промышленных предприятий Роснефти, Росатома и т. п. К такой одежде предъявляются особые требования. Она шьется из тканей со специальными пропитками, с огромным количеством весьма специфических элементов. Казалось бы, униформа и униформа, что тут такого? У горничных в гостиницах тоже униформа. Но в одной только куртке рабочего нефтеперерабатывающего предприятия 180 деталей! Мастер, который такие куртки собирает, должен обладать высочайшей квалификацией! Это настоящее высокотехнологичное производство. Вот такого уровня предприятия работают сегодня в нашем регионе, и они обеспечены заказами на много лет вперед.

Это одна из ипостасей нижегородской легкой промышленности. Другая – предприятия, которые шьют одежду для нас, обычных людей. Сейчас в Нижнем Новгороде существует больше 20 успешных брендов женской, детской, мужской одежды. Их продукция с успехом продается на федеральных и международных маркетплейсах, что говорит о высоком уровне качества и востребованности наших марок одежды.

Работаем мы и на экспорт, например, охотно покупают нашу одежду в Казахстане, небольшие партии регулярно поставляются в Италию, Францию, Венгрию, ОАЭ. Пусть объемы этих поставок пока невелики, но важен факт, что нашу одежду знают и носят по всему миру.

Как у нас в регионе обстоят дела с производством тканей? С какими материалами работают наши модельеры и швейные предприятия?

– В Шахунье работает одно из моих любимых предприятий – фабрика ручного ремизного ткачества «Тканые узоры». Там по старинной технологии на ткацких станках вручную ткут полотно. Красота и энергетика у таких тканей с их сложнейшими узорами – просто невероятная. Я считаю, что это наш достойный ответ тканям от Шанель. По качеству они ничуть не уступают их знаменитым твидам, «шанелькам»… Изготавливают тканые полотна из качественного натурального сырья – льна и хлопка.

В ближайших планах – открытие большого комбината по производству технических тканей. Вот, пожалуй, пока и все. Разорванные цепочки производства – одна из главных проблем легкой промышленности России в целом. У нас практически полностью отсутствует отечественное производство ткани, за исключением нескольких фабрик, где выпускают гобеленовые, шерстяные и смесовые ткани или ткани из синтетических волокон для пошива штор.

Конечно, этого недостаточно для того, чтобы сформировать в стране надежную сырьевую базу для легкой промышленности, и пока мы очень завязаны на импортное сырье, что негативно влияет на ценообразование, не говоря уже о периодически возникающих сложностях с поставками. Очень хочется построить стабильные производственные цепочки внутри страны, и это движение потихоньку идет.

С какими еще сложностями сталкиваются нижегородские производители одежды?

– С дефицитом квалифицированных кадров. Эта проблема стоит очень остро у всех швейных предприятий области. Речь идет не о дизайнерах – их в нижегородских учебных заведениях сейчас готовят, и готовят достаточно хорошо. На производстве прежде всего не хватает представителей рабочих специальностей: швей, закройщиков, технологов, конструкторов одежды. Вот тут у нас колоссальный провал.

Недавно мы провели встречу представителей швейных предприятий с руководством учебных заведений, где могут быть подготовлены нужные кадры. Наметили шаги, чтобы переломить эту плачевную ситуацию. Договорились, что предприятия сформируют заявки на подготовку специалистов и начнут на своей базе так называемое дуальное обучение, при котором теоретическая часть подготовки осуществляется на базе образовательного учреждения, а практические навыки отрабатываются непосредственно на рабочем месте.

При таком подходе учебные заведения набирают студентов сразу с гарантией трудоустройства на конкретное предприятие после завершения учебы. С каждым студентом заключается договор, согласно которому он должен будет несколько лет отработать на этом предприятии.

Мы предполагаем, что молодые люди станут более охотно поступать на эти востребованные специальности, потому что будут понимать, что после учебы найдут работу с достойной заработной платой. Сейчас средняя зарплата швеи в Нижегородской области – 25–35 тысяч рублей в месяц, в самом Нижнем – около 60 тысяч. Это вполне конкурентная зарплата, плюс соцпакет, плюс достаточно комфортный график работы…

Но это в перспективе. Сейчас же это огромная незанятая ниша на нижегородском рынке труда. Наши предприятия получают много заказов на пошив одежды и готовы наращивать объемы производства, но пока рабочих рук не хватает, непонятно, как эти заказы выполнять. Поэтому мы прикладываем большие усилия, чтобы решить эту задачу.

Расскажите о деятельности Нижегородского отделения Союза дизайнеров России, который вы возглавляете.

– Это, можно сказать, «профсоюз» специалистов, работающих в самых разных направлениях дизайна: интерьера, одежды, промышленного дизайна. К последним у меня особое отношение. В нашем городе сложились славные традиции промышленного дизайна, ведь у нас в городе разрабатывали и разрабатывают интерьеры и экстерьеры автомобилей ГАЗа, выпускавшихся на авиационном заводе легендарных МиГов, различных судов завода «Красное Сормово». Я безумно этим горжусь!

Мы организуем профессиональные и обучающие семинары, конференции, круглые столы; готовим и подаем документы для участия в различных конкурсах, чтобы наши лучшие профессионалы участвовали в них и получали свои заслуженные награды.

А что собой представляет Нижегородский кластер легкой промышленности?

– Это тоже общественная организация, как и Союз дизайнеров. Сегодня в нашем регионе работает более 70 предприятий легпрома. Мы формируем проектные заявки на господдержку для них в рамках национального проекта по развитию легкой промышленности, который реализуют Минэкономики и Минпромторг Российской Федерации. Через нас проходит вся документация по оказанию помощи конкретным предприятиям. Мы проводим патентование и сертификацию этих предприятий на льготных условиях, в общем, всячески способствуем их развитию.

Каково сейчас место Нижегородской области на «модной карте» России и мира?

– Я считаю, что мы, несмотря на все сложности, очень достойно представлены в мировой фэшн-индустрии. У нас уже есть несколько замечательных брендов, каждый из которых силен по-своему. Кто-то делает уникальные вещи именно с точки зрения моды как искусства, кто-то создает практичную одежду, которая близка людям, и ее с удовольствием покупают.

Мы с нетерпением ждем, когда закончится пандемия и откроются границы, потому что коллекции нижегородских модельеров уже ждут на модных показах в Милане, Париже, Нью Йорке.

Моя мечта – добиться того, чтобы отечественные бренды, в том числе нижегородские, стали всемирно известны наравне с популярными европейскими марками одежды и открывали бы всему миру русскую душу, наш культурный код, наше национальное русское ДНК. Я глубоко убеждена, что это вполне возможно – русский стиль постепенно набирает популярность в Европе и Америке.

Беседовала Ольга Маркичева

Фото Андрея Кузнецова, Сергея Глазунова, Александра Бурого

и из открытых источников

  • 067 (1689) 18.08.2021

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru