«Катаются по двое-трое и еще грубят!»
Безусловно, электросамокат – удобное средство передвижения, которое в идеале могло бы стать альтернативой общественному транспорту. Легко приехать туда, куда вам нужно, работает круглые сутки, пробки на дорогах не страшны. Однако «самокатчики с мотором» в последнее время стали создавать немало проблем на улицах городов всего мира. Включая и Нижний Новгород.
Нижегородка Елена Круглова рассказывает: «На прошлой неделе возвращаюсь домой из магазина, с сумками, хочу обойти лужу, и вдруг сзади на меня летит самокатчик. Я успела отскочить, но он меня окатил водой и еще обругал. Вообще у нас на Высоковском проезде самокаты стоят на каждой остановке – бери и катайся сколько хочешь. Вот молодежь и развлекается – катаются по двое-трое, кричат, ругаются, мол, дорогу им уступай. Так что я считаю, что этот вид транспорта в городе однозначно надо запретить!»
Безрассудное поведение
Елена Блюмина, проживающая в районе Стрелки, тоже постоянно становится свидетельницей безрассудного поведения самокатчиков: «Из окна своего дома мне видно, как эти люди едут толпой, на самокате – по двое, по трое, пересекают дорогу даже не на пешеходном переходе, где обязаны спешиться, а где вздумается. Едут с маленькими детьми. Отец или мать сзади, а малыш впереди, а он им ниже пояса (а если его качнет?!). Недавно видела самокатчика в темное время суток, когда он ехал по дороге весь в черном, в черном шлеме, а габаритные огни у самоката были чуть видны. Это же настоящий самоубийца! Наверное, электросамокат – неплохой вид транспорта, но культура тех, кто пользуется услугами кикшеринга, еще не на высоте. Правила для самокатчиков есть, но, думаю, многие о них даже и не слышали».
«На дорогах и тротуарах их быть не должно!»
Нижегородка Виктория Шувалова неоднократно пользовалась услугой кикшеринга: «Мы брали электросамокаты с мужем напрокат, чтобы покататься на Нижневолжской набережной. Там есть специальные выделенные дорожки. Ты никому не мешаешь, и тебе никто не мешает. На самом деле, сильно разогнаться тебе не дадут. Система позволяет отслеживать маршрут твоего движения, и там, где много народа, сразу автоматически снижается скорость твоего самоката. Вообще передвигаться на электросамокате в городской черте я бы не советовала. В старом городе узкие тротуары, где и пешеходам тесновато, а на дороге – просто опасно».
Марина Метнева, проживающая в центре Нижнего, считает, что электросамокаты – это средство развлечения. Поэтому кататься на них нужно в специально отведенных местах, где есть велодорожки. Например, в парках, на набережных.
«Самокатчики создают проблемы и пешеходам, и водителям, – говорит она. – Когда я, управляя автомобилем, вижу таких людей на дороге, начинаю волноваться и за себя, и за них, особенно в темное время суток. И, однозначно, на проезжей части их быть не должно».
Средства индивидуальной мобильности
Недавно в Правилах дорожного движения появилось понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ), которое выделило электросамокаты (а заодно гироскутеры, сигвеи, моноколеса и т. д.) в отдельную категорию. В правилах указаны места, где можно передвигаться на самокатах: по велодорожке; если нет велодорожки, то по обочине, если нет обочины, то по проезжей части.
Запрет, конечно, самое простое, что можно придумать. Безусловно, надо развивать инфраструктуру, выделять велодорожки, где это возможно, а там, где невозможно, но всегда много пешеходов, вводить зоны без СИМ, а также ограничивать скорость электросамокатов.
А как в других городах?
В разных регионах России к решению этой проблемы ищут свой подход.
В Новосибирске, например, начали ограничивать пользователей средств индивидуальной мобильности, устанавливая дорожные знаки, запрещающие перемещение на электросамокатах. Там заключили соглашение с компаниями, предоставляющими самокаты в аренду, где закрепили ограничение по скорости в местах большого скопления людей.
В Екатеринбурге ввели ограничения скорости до 15 км/ч на некоторых улицах. В Ростовской области решаются вопросы увеличения велосипедных дорожек, по которым можно ездить на электросамокатах.
Осознавать ответственность
Совет Федерации недавно разработал законопроект, согласно которому за езду на средствах индивидуальной мобильности в нетрезвом состоянии будут наказывать штрафами от 20 до 30 тысяч рублей. 79 процентов нижегородцев поддерживают инициативу федералов.
Председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода Сергей Горин считает, что проблему не нужно замалчивать: «Вставая на самокат, человек должен осознавать всю ответственность и за свою жизнь, и за жизнь пешеходов, которые могут стать невольными жертвами ДТП. Ведь на самых популярных пешеходных улицах много детей. Они могут делать неожиданные резкие движения, выбежать и попасть под колеса движущихся средств. Где-то есть велодорожки – пожалуйста, катайтесь там».
Мэр города Юрий Шалабаев в своих соцсетях неоднократно призывал нижегородцев, катающихся на собственных электросамокатах, соблюдать скоростной режим и правила безопасности. Для тех же, кто пользуется кикшерингом, в Нижнем Новгороде в рамках соглашения с прокатчиками введены ограничения скорости 15–25 км/ч, предусмотрены отдельные зоны снижения скорости, есть требования не использовать одно средство для передвижения вдвоем или группой, а также рекомендовано пользоваться средствами защиты.
Справка
В 2022 году в Нижнем Новгороде можно было взять аренду около 2900 самокатов. Нижегородцы и гости города в прошлом году совершили почти 2 миллиона поездок.
Елена Анисимова
Фото Алексея Манянина