День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Творить на улице

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/nizhegorodskij-razvorot/tvorit-na-ulitse#sigProGalleria8dd07a7e63
joomlamodniyportal.ru

В нижегородской арт-резиденции «Галерея 9Б» состоялась встреча с московским художником, исследователем стрит-арта (уличного искусства) и автором книги «Искусство и город» Игорем Поносовым. Художник рассказал о своих проектах и предстоящей работе в Нижнем Новгороде.

За Нижним Новгородом прочно закрепился неофициальный статус столицы уличного искусства. Правда, город по-честному разделил это право с не менее продвинутым в деле стрит-арта Екатеринбургом. Нижегородские фестивали граффити «Место» и медиаинсталляций Intervals привлекают многочисленных туристов. За шесть лет в рамках нижегородского проекта «Место» создано 250 новых городских арт-объектов.

Экосистема арт-резиденций Нижегородской области – программа, которая реализуется при поддержке регионального правительства и АНО «Центр 800». Арт-резиденции объединяют представителей творческих направлений со всей страны. Задача – создать креативный проект с погружением в историю Нижегородской области. В экосистему арт-резиденций региона входят «Галерея 9Б», студия «Тихая», «Терминал А», студия Dreamlaser и другие.

Из протестного шрифта

Уличное искусство – это не только граффити, как многие считают, хотя корни самого явления нужно искать там. Первые граффити появились в Америке как протестные шрифтовые изображения. Игорь Поносов отмечает, что в России зарождение граффити в начале 90-х годов, как и в других странах, было связано с социальными переменами. Современный стрит-арт постоянно трансформируется, превращаясь из протестного элемента в инструмент декоративного преобразования городской среды – и обратно. Сегодня, для того чтобы передать свою мысль, художники используют разные техники и материалы: аэрозольную краску, трафареты и наклейки, постеры, барельефы и скульптуры. Есть даже такая вещь, как «вязаное граффити», когда стрит-артерыих называют «бомбардировщиками пряжей» – обвязывают фонарные столбы, деревья, статуи и лавки. Иногда стрит-арт отделяют от паблик-арта: в первом случае работы всегда партизанские, во втором – согласованные или заказанные.

Островки счастья

Игорь Поносов изучает стрит-арт в России и в мире. Ему интересно уличное искусство как способ коммуникации в городском пространстве. Граффити, активизм, стрит-арт и партизанинг художник рассматривает как метод изменения отношения к городу и осмысления своего места в городском пространстве. Первое знакомство с Нижним у Игоря состоялось в 2016 году, когда он стал участником проекта «Жизнь живых» в «Арсенале». «Мне предложили пожить пару недель в резиденции, созданной в музее, и поработать в городе над созданием новых арт-объектов, – рассказывает художник. – Что впечатлило в Нижнем Новгороде, так это гармоничный синтез природной и городской среды. Я родился и вырос в промышленном Нижневартовске, который в 80-е годы активно развивался, повсюду были стройки, котлованы, грязь. И эту среду мне всегда хотелось гуманизировать. В Нижнем Новгороде я обнаружил, что на Волге рядом со Стрелкой есть маленькие песчаные островки, где мне захотелось пожить. Задуманное удалось осуществить, я прожил в палатке на волжских островах несколько дней. И скажу, что в это время был необыкновенно счастлив. Ты вроде бы находишься в городе, слышишь его шум, видишь его огни и в то же время наслаждаешься уединением и гармонией с природой».

Терапевт-урбанист

Поносов начинает со шрифтовых граффити в 1999 году, но быстро остывает к ним. В середине нулевых создает пиксельные граффити (изображения раскладывались на прямоугольники, что органично смотрелось на кирпичной кладке зданий, гаражей). Считает себя городским лекарем, терапевтом. Ведь часто граффити появляются в каких-то болевых точках города – на заброшенных сооружениях, заборах. В 2003 году стрит-артер переехал в Москву, где продолжил исследовать тему «Человек и город». В качестве эксперимента сшил себе костюм в виде куба и спустился в нем в московское метро в час пик, проехав по самой оживленной ветке. Это было своего рода и вызовом себе, и способом несколько дистанцироваться от толпы. Потом сшил плащ-палатку из кирпичной баннерной фальшстены, позволяющей оставаться незаметным на улицах.

Активизм и партизанинг

С 2011 по 2015 год Игорь Поносов в составе арт-коллектива «Партизанинг» работал над изменением городской среды столицы, формируя критический взгляд на урбанистику. Этот период работы он считает наиболее плодотворным. Стрит-артеры ездили по городу, отмечая на карте Москвы наиболее безопасные и удобные маршруты для велосипедистов. Рисовали пешеходные переходы в оживленных местах. После этого Поносов стал трансформировать вещи, которые его «раздражали в городе как жителя, но вдохновляли как художника». К примеру, кричащие баннеры (полностью завешанный рекламой мини-магазин, по его мнению, – эталон визуального загрязнения). В 2013 году в Ростове-на-Дону художник с группой энтузиастов провел «демонстрацию общества потребления», срезав с магазинов огромные вывески. Позднее из баннеров он создал даже целую коллекцию одежды.

Что появится на заборе?

В Нижнем Новгороде Игорь Поносов планирует ряд арт-проектов. «Граффити не будет, – говорит художник, – надеюсь, появятся на окнах какие-то необычные решетки, тканевые арт-объекты, что-то интересное на заборах. Также буду изучать общественные пространства с точки зрения уличного искусства, их эстетику, типологию».

Елена Анисимова

Фото автора, а также из открытых источников 

  • 067 (1925) 26.07.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru