День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Код Шухова – 1896

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/nizhegorodskie-otkrytiya/kod-shukhova-1896-1933#sigProGalleria0e664cbaff
joomlamodniyportal.ru

Накануне 170-летия В. Г. Шухова «День города» перелистывает главы альбома «Код Шухова» Татьяны Виноградовой и Сергея Авдеева. Книга-альбом нижегородских авторов тоже отмечает юбилей – 10 лет выхода в свет. Книга была тепло встречена нижегородской читающей публикой, а в 2014 году была отмечена премией города Нижнего Новгорода. И это не случайно. Издание ознаменовало поворотный этап в изучении деятельности величайшего инженера, популяризации инженерного труда. Следуя за авторами книги по Всероссийской выставке 1896 года, читатели узнали о гениальном, без преувеличения, ученом и инженере, стали свидетелями расшифровки таинственного кода Шухова, обнаружили, что шуховские гиперболоиды, триумфально шествовавшие по стране и миру, порой находятся от нас на расстоянии вытянутой руки.

Ярким и значительным в истории Нижнего Новгорода был тот год: к всемирно известной Нижегородской ярмарке добавилась Всероссийская промышленная и художественная выставка. Крупнейшая по тем временам, она стала событием не только для Нижнего Новгорода и всей России, но и мирового масштаба. За почти вековую историю российских выставок она единственная получила официальный титул «Великая».

Краса Поволжья

Нижний Новгород – особый, со своим историческим лицом, непохожий ни на какой другой город России. Здесь соединяют свои воды две могучих реки и равнины сталкиваются с горами. Здесь встречается Европа с Азией и пересекаются торговые пути. Здесь издавна ведут свой диалог страны и народы, переплетаются исторические события и судьбы людей. На весь мир славилась Нижегородская ярмарка, ее огромное значение для экономического развития России послужило причиной того, что Нижний Новгород был избран для проведения XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

Эта выставка и привела в Нижний В. г. Шухова. В результате 1896 год стал триумфальным в творческой биографии гениального русского инженера.

Владимир Григорьевич ШУХОВ (1853 – 1939) был необыкновенным человеком, уникальной личностью. В нем гармонично сочеталось множество талантов. Отметим лишь два: дар крупного ученого, математика-аналитика, и интуиция блестящего инженера. Такое сочетание позволило ему с невероятным успехом творить в самых разных областях техники. Шухов проектировал мосты и цеха промышленных зданий, изобретая и вводя в практику строительства оптимальные конструкции и совершенные методы монтажа, создавал паровые котлы и насосы, занимался реставрацией особо ценных памятников архитектуры, возводил высотные сооружения… Можно продолжать и продолжать. Современники Шухова ценили его как талантливого инженера, в наши дни специалисты считают его не только лучшим инженером эпохи, но и ставят в один ряд с ведущими архитекторами XX века. О Шухове можно рассказывать бесконечно и при этом не быть уверенным, не пропущено ли что-то из его достижений. Одно из направлений мы условно назвали «Шухов и нефтяная промышленность». Выбор наш не случаен: с одной стороны, широкая публика до сих пор мало что знает о многогранной деятельности Шухова, как творца всей нашей углеводородной цивилизации, а с другой – это направление его деятельности удивительным образом тесно связано с Нижним Новгородом. Эта немаловажная деталь стала одним из интереснейших, на наш взгляд, открытий, сделанных в ходе работы. Не менее важное направление – это становление Шухова в Нижнем Новгороде как провозвестника всей железной архитектуры XX века.

Человек русского ренессанса

Когда слышишь, как инженера Владимира Григорьевича Шухова называют выдающимся, невольно мысленно поправляешь: не выдающийсяэто не его масштаб, он – великий, он – гений. Не случайно профессор Сергей Капица в одном из своих интервью поставил Шухова рядом с Леонардо да Винчи. Такое сравнение для специалистов, погруженных в творчество Шухова, является очевидным.

Возможно, вы удивитесь – какая может быть связь между Шуховым и ренессансом?

Николай Бердяев, анализируя истоки русского духовного ренессанса, отмечает, что уже в конце XIXв. Произошло у нас изменение эстетического сознания: «То было освобождением художественного творчества и художественных оценок от гнета социального утилитаризма, освобождением творческой жизни личности». (Журнал «Путь» — 1935. – № 49). И мы с вами давайте вспомним последнюю четверть XIX века: мир словно просыпается ото сна. И в Европе, и в Америке происходит невиданный до этого процесс индустриализации, сопровождаемый интенсивным строительством уникальных промышленных сооружений, железных дорог, мостов… Инженерное творчество во всем мире оказывается востребованным как никогда. Промышленный бум охватывает и Россию. Гений Шухова органично вписывается в этот процесс. Инженер работает неустанно, генерируя блестящие идеи и воплощая их в великое множество открытий и новаторских изобретений, причем в самых разных областях техники.

Диапазон его творческих интересов и возможностей необыкновенно широк. Простое перечисление сфер деятельности Шухова поражает воображение. Его пытливый ум стремится к постижению целостной картины мира, установлению внутренних взаимосвязей самых разных процессов и явлений. Еще в юности он увлекался астрономией, впоследствии серьезно интересовался теорией относительности Эйнштейна, а «самой необходимой наукой» для каждого сознательного человека считал историю. Одним из первых он задумался о взаимосвязях биологии и техники и тех возможностях, которые может открыть перед инженером изучение естественных наук.

Обладая поразительной трудоспособностью, он один выполнял работу целого научно-исследовательского коллектива, создавал совершенные конструкции, аппараты и системы, которым суждено будет и спустя столетие восхищать специалистов. Его работы и в XXI веке определяют мировой приоритет России.

Казалось бы, Владимир Григорьевич только и делал, что работал, львиную долю времени проводя за письменным столом. Но это не так, совсем не так. В том то и состоит ренессансный тип личности: он любил и ценил жизнь в ее многообразии. Обожал театр, балет и классическую музыку, много читал, свободно владел тремя иностранными языками. Особое место в его жизни занимал спорт: Владимир Шухов играл и в теннис, и в шахматы, бегал на лыжах и коньках, стрелял из лука, бросал бумеранг… Его страстью был велосипед, причем он не просто катался на нем, а с успехом участвовал в гонках, побеждал и даже стал чемпионом Москвы среди любителей. Можно сказать, что он был и профессиональным фотографом. Событием в культурной жизни уже в наши дни стало издание альбома его фотографий.

НЕФТЬ БраНобель

Павильон Товарищества братьев Нобель (арх. Р. Мельцер), действительно, напоминал богатую бакинскую мечеть. Над боковым входом возвышался минарет. Под огромным куполом центрального зала размещалась панорама «Черного Города» – места нефтяных промыслов, были развешены картины, изображающие Баку и его окрестности. Архитектура здания отличалась большой строгостью и контрастом плоских глухих стен, изяществом деталей и филигранных мозаик.

В начале восьмидесятых годов Людвиг совместно с братьями Робертом и Альфредом и рядом других лиц создал нефтяную компанию Товарищество братьев Нобель (БраНобель), которая за короткий срок стала одной из лучших в России и Европе по добыче, переработке и транспортировке нефтяных продуктов, а по продаже керосина вытеснила полностью с европейского рынка американскую фирму «Стандарт Ойл».

Людвиг Нобель был человеком незаурядным. Он свободно владел пятью языками: шведским, русским, английским, французским и немецким. В 1886 году Людвиг Нобель стал инициатором и учредителем Русского технического общества, инициатором введения в России метрической системы мер, на создание которой он выделил необходимые деньги. Денежные средства он отпускал и для исследований Академии наук и Русского технического общества, финансировал школу железнодорожных мастеров и школу рабочих.

Богатства всего земного шара

Процитируем выдержку из альбома А. Шустова, выпущенному к нижегородской выставке 1896 г.:

«Имя Л. Э. Нобель связано с развитием нефтяного дела не только в России, но смело можно сказать, что благодаря предприимчивости этого замечательного деятеля нефтяные богатства всего земного шара получили то широкое применение, каким пользуются в настоящее время. Благодаря ему такой дешевый продукт, как нефть, может выдерживать расходы перевозки из одного полушария в другое, из одной страны света в другую. Главнейшею заслугою учредителя Товарищества в нефтяном деле следует считать введение наливной перевозки нефтяных продуктов на судах, считавшейся до того времени невозможной… Еще ранее этого Л. Э. Нобель первым в России устроил нефтепровод от промыслов Товарищества на заводы на протяжении 11 верст».

Первый в России нефтепровод – безусловная заслуга Нобелей. Но кто стоит за этим изобретением, кто его спроектировал и руководил строительством? Владимир Григорьевич Шухов, в то время совсем молодой инженер.

Одного этого было бы достаточно, чтобы достойно войти в отечественную историю. Но с именем Шухова связан целый ряд блестящих изобретений в области нефтяной промышленности. В известной степени именно Владимир Шухов является творцом нашей эпохи, которую принято теперь называть нефтяной эрой, или углеводородной цивилизацией.

Разгадать феномен Шухова

Анализируя жизнь и творчество Шухова, приходишь к мысли, что с ним связана некая тайна, если хотите, загадка русской души. Не мистика, а то невероятное позитивное притяжение, которое от него исходит. Прошло много десятилетий с тех пор, как его не стало на свете, а все больше людей думающих, и не только в России, пытаются разгадать феномен Шухова.

Изучение и популяризация наследия Шухова стало делом жизни профессора из университета Инсбрука Райнера Грэфе, автора и составителя научной монографии, посвященной Шухову, «Искусство конструкции». Легендарный британский архитектор лорд Норман Фостер, создатель уникальных сооружений, среди которых и высотные, называет Шухова своим кумиром.

Владимир Григорьевич Шухов является поистине ренессансной личностью. Наряду с расхожим понятием «Код да Винчи», ставшим общепринятым в мировой культуре, смело можно вводить «Код Шухова». И это еще одно «нижегородское открытие».

Татьяна Виноградова и Сергей Авдеев

Фото предоставлены авторами альбома

  • 075 (1933) 23.08.2023

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru