День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Такая разная графика

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/takaya-raznaya-grafika#sigProGalleriac47247ad09
joomlamodniyportal.ru

На минувшей неделе в рамках фестиваля графики на «Музейной набережной» открылись сразу две выставки. Первая экспозиция«Черное зеркало Уильяма Хогарта»развернулась в залах НГХМ / Зарубежное искусство (Верхневолжская набережная, 3) и включает работы одного из самых ярких представителей английской школы живописи из собрания Самарского областного художественного музея. Вторая представляет графические работы художников-нонконформистов из коллекции поэта и эссеиста Всеволода Некрасова в музее «Арсенал».

Клеймящие позором гравюры

«Наш музей обладает одним из самых внушительных собраний зарубежной графики в России, – комментирует открытие экспозиции в НГХМ директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова. – Особую важность представляет коллекция гравюр английского графика и живописца Уильяма Хогарта из 115 листов, в которую входят самые известные серии мастера. Художник открывает новую эпоху и во многом определяет лицо английского Просвещения. Суровый, безжалостный взгляд Уильяма Хогарта неумолимо разоблачает человеческие пороки, преследуя достойную цель – их исправление». Творчество Хогарта – яркий пример того, как художник через созданные им выразительные образы способен глубоко проникнуть в сознание людей и достучаться до их разума без каких-либо поучений и назиданий. «Жестокий век. Жестокие сердца!» – произнесет каждый вслед за Шекспиром, посетив выставку в художественном музее. Кстати, именно Шекспир, а также великие английские писатели Джон Мильтон и Джонатан Свифт были любимыми авторами Хогарта и литературной «опорой» его собственного подхода к искусству, его реализма и сатиры. Со Свифтом Хогарт был лично знаком и дружил. Автор «Гулливера» поддерживал Хогарта в их обоюдной творческой стратегии разить сатирой пороки «скотоподобных существ».

«Музейная набережная» в Нижнем Новгороде – программа, объединяющая музеи Верхневолжской набережной и Нижегородского кремля в музейный кластер – пространство, которое связано единым смыслом, транслируемым через музей.

Без лишних слов

Возьмем, к примеру, серию графических листов Хогарта «Четыре степени жестокости», представленных на выставке. На первом мальчишка из лондонских трущоб с говорящей фамилией Нерон издевается над собакой. Псина визжит от дикой боли, извивается. Рядом такие же негодяи подвергают мучениям птиц, петухов, кошек. Стравливают их, выбрасывают из окна, дразнят при полном равнодушии окружающих. Издевательства над животными были во времена Хогарта обычным делом и не вызывали возмущения. На третьем рисунке Нерон, уже вор и убийца, с жестокостью убивает свою беременную любовницу. Завершает серию казнь убийцы. Такая же ужасная, как и все его деяния. Тело преступника отдают на лабораторные опыты, разбирают на органы. Сердце уже поедает собака. Не менее убедительны и работы Хогарта из серий «Карьера шлюхи», «Прилежание и леность», «Переулок джина» и «Улица пива», «Модный брак», «Выборы в парламент». Хогарт беспощадно клеймил пороки и бедных, и богатых, что должно бы было оттолкнуть соотечественников от его творчества. Однако графические листы Хогарта расходились огромными тиражами. Секрет прост: люди отождествляли себя с лучшими представителями общества и считали, что там нарисованы не они.

«Живу и вижу»

Выставка «Живу и вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова» в Арсенале знакомит с графической частью коллекции Всеволода Некрасова – поэта, эссеиста, участника «Лианозовской группы» и теоретика московского концептуализма. Особенно близкой Некрасову была проблема взаимосвязи слова и изображения. В графике наиболее ярко проявился характер творческого эксперимента, который был столь важен для поэта.

В экспозиции представлены произведения художников, с которыми Некрасова связывало творческое содружество: Евгения и Валентины Кропивницких, Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Эрика Булатова, Олега Васильева, Франсиско Инфанте-Арана и Михаила Рогинского. «Если говорить об имени, которое на слуху и достаточно большому кругу современных культурных людей известно, – это Эрик Булатов, русский художник, начинавший именно с лианозовскими художниками, авторами, тесно друживший с Некрасовым, – говорит заместитель директора ГМИИ имени А. С. Пушкина по региональному развитию Анна Гор. – Даже знаменитая картина Булатова «Живу. Вижу» родилась из одноименного текста Всеволода Некрасова. И вот эта игра, эта перекличка – в названии выставки, которая у нас открылась. В начале сентября Эрику Булатову исполняется 90 лет. Я знаю, что художественный музей готовит очень серьезный проект, посвященный ему, но мы таким образом тоже откликнемся на это важное для русского художественного мира событие».

Линия исчезает в лесу

6 сентября 2023 года в Арсенале откроется выставка «Линия движется по бумаге и исчезает в лесу». Она познакомит посетителей музея с ранними работами участника нижегородской арт-группы «ПровМыза» Сергея Проворова– абстрактной графикой, первыми видеоработами, художественными опытами с материалами и техниками. Кроме того, участники фестиваля подготовили дополнительную программу, в которой будут лекции, кинопоказы и музыкальные мероприятия. Подробную информацию о выставочной и параллельной программах фестиваля графики можно найти на сайтах: artmuseumnn.ru, arsenal-museum.art.

Елена Анисимова

Фото автора и организаторов

  • 077 (1935) 30.08.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru