День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

RealistWebFest: версия 3:4

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/realistwebfest-versiya-3-4#sigProGalleria8f8f824c7c
joomlamodniyportal.ru

Единственный в России международный фестиваль веб-сериалов состоялся в Нижнем Новгороде с 29 июля по 1 августа при поддержке правительства Нижегородской области. Основные мероприятия (просмотры конкурсной программы, круглые столы, питчинг дебютантов и пр.) проходили в Арсенале – Нижегородском филиале ГМИИ имени Пушкина.

Киносмотр «два в одном»

По словам организаторов, в 2021 году было решено провести третий и четвертый фестивали одновременно – в формате «два в одном», так как в 2020 году Realist Web Fest не состоялся из-за начавшейся пандемии COVID-19. Как заявил на церемонии открытия создатель фестиваля Антон Калинкин:

У нас на логотипе цифры 3 и 4, потому что это третий и четвертый фестиваль сразу. Во-первых, мы очень стремимся к юбилейному, пятому фестивалю, который, надеемся, состоится на будущий год. Во-вторых, поскольку в прошлом году фестиваль не проводился, в этот раз программа была отобрана сразу за два года.

Коронавирус внес свои коррективы в работу фестиваля и в этом году: в Нижний не смогли приехать иностранные гости, участники конкурсной программы и члены жюри. Более 50 человек из 27 стран мира мысленно были в Нижнем Новгороде и принимали участие в мероприятиях фестиваля в режиме онлайн.

Несмотря на связанные с пандемией ограничения, вся 4 дня на фестивале царила оживленная, праздничная атмосфера: «Для нас всех очень важно, что фестиваль проходит в офлайн-формате. Мы очень соскучились по непосредственному живому общению, а такое мероприятие – замечательный профессиональный повод встретиться», – отметила актриса и певица, ведущая церемонии открытия Realist Web Fest Нино Нинидзе.

Для участия в конкурсной программе фестиваля были поданы 3000 заявок из 70 стран. Среди прошедших предварительный отбор заметное место занимали российские проекты разных жанров – 17 веб-сериалов из 44 в основном конкурсе Realist Web Fest и 5 из 9 – в конкурсе пилотных проектов (первых эпизодов веб-сериалов, создатели которых еще только приступают к реализации своих проектов). Для сравнения: 3 года назад на первом Realist Web Fest были представлены лишь 3 отечественных проекта. Без сомнения, такой прогресс свидетельствует о стремительном развитии веб-индустрии в нашей стране.

Что же это за сериалы такие?

Как следует из названия, веб-сериалы – это сериалы, выходящие на вебе. Они снимаются специально для размещения в интернете, в первую очередь для онлайн-кинотеатров, хотя некоторые потом и появляются на телевидении. Самый первый веб-сериал «Убийство: вторая смена» был создан американским продюсером Скоттом Закарином в 1995 году.

Каждая серия (чаще их называют веб-эпизодами) продолжается от 5 до 20 минут. Напомним: у более привычных нам телесериалов длина каждой серии примерно 40–50 минут (у коротких ситкомов – от 20 до 30 минут). Для съемок используются, как правило, всего несколько локаций, актеров также задействовано совсем немного (в среднем в веб-сериале участвуют до 10 персонажей). Суть конфликта раскрывают короткие эмоционально насыщенные диалоги. Смотрят их чаще всего с мобильных устройств. Основная целевая аудитория – молодежь 18–25 лет.

Лучшие из лучших

Победителей Realist Web Fest 2021 определяло международное жюри, в состав которого вошли сценаристы и режиссеры братья Олег и Владимир Пресняковы, режиссер Максим Пежемский, актриса Ольга Сутулова, режиссер Леандро Сильва (Бразилия), актриса, режиссер, продюсер Роуз оф Доллс (Испания), телевизионный сценарист Жоэль Бассажэ (Франция).

В связи с большим количеством российских проектов, отобранных для участия в конкурсной программе, организаторы фестиваля приняли решение в этом году добавить новую номинацию – «Лучший российский веб-сериал». В итоге им был признан проект «П.С., или Невероятные открытия глубинных загадок расы человеческой».

Помимо российских, гости фестиваля увидели эпизоды веб-сериалов, созданных в США, Южной Корее, Швейцарии, Франции, Австралии, Италии, Уругвае, Канаде, Германии, Великобритании, Китае, Испании, Нидерландах.

Лучшим веб-сериалом жюри назвало «Дочь коммуниста» (Канада). Время действия – 1989 год. Героиня этого сериала – девушка, которую все называют уменьшительным именем Яша, живет в семье убежденных коммунистов и сравнивает мировоззрение и образ жизни своей семьи с капиталистическим строем, в котором живут все ее знакомые.

Приз за лучший сценарий тоже отправился в Канаду. Его получат Мишель Дюшен и Эрик Пикколи, сценаристы веб-сериала «Народный писатель – 3». Это история о силе слова и ее последствиях.

Лучшими режиссерами были признаны Эндрю Шенкс и Николас Клири (Австралия), снявшие веб-сериал «Любовь, оружие и новые уровни», повествующий о новом популярном способе завязать отношения – через компьютерные игры.

Приз за лучшую идею присудили сериалу «Голодранцы» (Швейцария). Его герои – брошенные родителями дети, которые принимают участие в довольно жестком реалити-шоу, победитель которого будет усыновлен семьей знаменитостей.

«Самым ярким персонажем» была признана непрофессиональная актриса Аня Вечер, сыгравшая в проекте «Систер».

Свой специальный приз жюри отдало казахскому сериалу «Ночные ведьмы», а специальный приз издания The Digital Reporter был присужден сериалу «Секреты семейной жизни», одному из первых оригинальных проектов онлайн-кинотеатра Kion.

В конкурсе пилотных проектов победил веб-сериал «Основано на реальных событиях» – меткая сатира о подготовке актеров для популярных ТВ-шоу.

В рамках фестиваля в этом году впервые состоялся так называемый «питчинг дебютантов» – начинающие создатели веб-сериалов представляли жюри свои идеи с целью получения финансовой поддержки на их реализацию. Призовой фонд составил один миллион рублей. Поддержку получили 2 проекта. В скором будущем веб-сериал «Ребут» Владимира Болгова и Велимира Русакова расскажет зрителям о мире будущего после глобальной катастрофы, а «Мишка на сервере» режиссера Кирилла Алехина – о появлении и развитии киберспорта.

Еще один денежный приз от партнеров Realist Web Fest в размере трехсот тысяч рублей получили авторы социального проекта «Дорогие мама и папа» – основанных на реальных историях веб-эпизодах, рассказывающих о травматичных детско-родительских отношениях.

– В этом году у нас была действительно очень сильная программа. Не только потому, что она отобрана сразу за два года, а потому что в целом растет уровень этой индустрии. Заметно, что российская веб-сериальная индустрия постепенно начинает вытеснять мировой контент. У мировых фестивалей веб-сериалов и мировых платформ за последние годы рос интерес к нашему «отечественному продукту», и сейчас он очень высок, – заявил нашему корреспонденту Антон Калинкин.

Фестиваль как творческая лаборатория

Участник Realist Web Fest режиссер и сценарист Карен Арутюнов считает, что «нижегородский фестиваль веб-сериалов уже достиг очень высокого уровня. С каждым годом растет количество участников и качество представленных здесь проектов. Много интересных, правдивых, смелых сюжетов, много весьма эстетичных, стильных, ярких работ. Мне очень приятно чувствовать себя частью этого фестиваля, да и в целом осознавать, что существует такая прекрасная возможность представлять заинтересованным зрителям свои проекты».

Члены жюри Realist Web Fest сценаристы и режиссеры братья Олег и Владимир Пресняковы рассказали нам о своих впечатлениях:

–Этот фестиваль – своего рода лаборатория, где собираются люди, которые пытаются представить себе будущее кино. Его темы, сюжеты, истории. Здесь аккумулируется творческая энергия людей, которые не боятся искать и экспериментировать. На наш взгляд, происходившее здесь в эти четыре дня, все вместе – основной конкурс, конкурс пилотных проектов, питчинг идей молодых дебютантов – создает картину будущего мирового кино, позволяет понять, как оно будет развиваться в ближайшие несколько лет. Это сплав уже состоявшихся людей и тех, кто только начинает свой путь. Нас особенно порадовала здесь программа питчинга молодых авторов, которые представили здесь свои уникальные проекты. Это и есть то будущее, к которому через 3–5–7 лет придет российское кино.

Возможность для диалога поколений

– Людям, которые родились и выросли в Советском Союзе – стране, где было очень сильно представление о том, что кино и театр должны человека «выхватывать» из реальности и формировать идеальное представление о том, для чего он живет, задавать ориентиры для изменений в лучшую сторону, – будет очень интересно познакомиться с форматом веб-сериалов. Именно в этом сегменте сейчас идет поиск ответа на вопрос: как не только создать занимательный контент, чтобы развлечь зрителя, но и раздвинуть рамки его сознания, побудить задуматься о том, для чего мы живем, какие нравственные ориентиры сейчас вокруг нас существуют.

Еще это прекрасная возможность, чтобы начать диалог между представителями разных поколений. Люди 45–50 лет, посмотрев популярные веб-сериалы, могут узнать, как и чем живут сейчас их двадцатилетние дети, попытаться услышать их, понять, что их на самом деле волнует, – размышляет Владимир Пресняков.

Веб-эпизод – это «выстрел в лоб»

Уроженец Нижнего Новгорода студент Школы-студии МХАТ, один из участников питчинга дебютантов Realist Web Festa Марк Эйдельштейн и его соученица Юлия Ильина считают:

Веб-сериалы – это очень современная и динамично развивающаяся история. Их темы рождаются здесь и сейчас. Это еще и совершенно особенный формат. Наше видение и восприятие реальности сейчас очень сильно ускоряются. Наших современников уже не цепляют какие-то длинные мысли или идеи, которые подаются в многосерийном фильме долго, частями. В веб-эпизоде ты должен «тегово», очень быстро донести до зрителя то, что тебя самого трогает. Это очень похоже на TilkTok или Instagram, своего рода «выстрел в лоб». Ты как будто говоришь своему зрителю: «Мне это интересно. А тебе?» И дальше да-да, нет-нет. Все. Если да – зритель смотрит дальше, нет – извините, вам не по пути. То есть нужно очень конкретно и моментально донести то, что мы хотим сказать, а дальше уже паразитировать на том, что эта тема оказалась интересна тем, к кому мы обратились. В нашем дебютном проекте «Свобода 2.0» мы хотим рассказать о том, как человеку сохранить себя внутри рамок жесткой системы, куда он невольно попадает, и о недостатке свободы в жизни современной молодежи.

Веб-сериал как будущее кинематографа

Продюсер Давид Валиани полагает:

Веб-сериалы – явление того же порядка, что и TikTok, Youtube, Instagram, в эпоху которых мы все живем. Популярные тиктокеры, по сути, тоже снимают сериалы, состоящие из коротких скетчей, о своей жизни.

Это формат, доступный практически всем, ведь снимать такой сериал не обязательно на крутую камеру – можно использовать видеокамеру простого смартфона. Это совершенно нормально воспринимается, потому что близко народу. Такой формат не вгоняет в рамки, а наоборот, расширяет границы.

Я считаю, что это формат сериалов нашего будущего, потому что уже сейчас выросла такая аудитория, которой надо посмотреть одну серию, пока они едут в метро свои 3–4 станции или пьют утренний кофе. Отсюда и продолжительность серии – 10–15минут, дольше они смотреть уже не будут.

Так что скоро все сериалы будут выходить в формате таких коротких, легких в создании историй, все они будут размещаться в интернете. Конечно, большое кино как вид искусство этим убить невозможно. Думаю, в интернет уйдут какие-то простые для восприятия фильмы, комедии. Но серьезные кинодрамы мы будем по-прежнему смотреть в кинотеатрах на большом экране. Кстати, такую потребность мы увидели во время пандемии. Многие большие кинопроекты были временно заморожены, крупные премьеры перенесены, даже Голливуд ничего не выпускал. Тогда многие кинотеатры запустили целый ряд ретроспективных показов, и люди охотно шли их смотреть!

Мне кажется, в любом случае главное здесь – идея. Полнометражное кино или веб-эпизод, после которого ты задумался, – это и в том и в другом случае хороший, качественный продукт. И там и там вполне можно поднять какие-то злободневные или, напротив, вечные темы.

Интересная история должна присутствовать в любом кино, независимо от продолжительности, ведь если сюжет не захватит, зритель быстро бросит его смотреть.

Формат 10-минутной серии хорош тем, что провоцирует нас уже здесь и сейчас изобретать новый язык киноискусства. Это настоящий вызов! За минуту ты должен успеть рассказать историю, которая завладеет вниманием зрителя. Раньше, когда привычными были часовые серии, на это можно было потратить около 10 минут, а теперь столько времени занимает вся серия. И уже есть очень удачные примеры, например когда о важных исторических событиях вроде Французской революции или Гражданской войны в США рассказывают в формате видеороликов для соцсетей.

Еще веб-сериалы – это подходящий формат для тех, кто делает свои первые шаги в киноиндустрии. Сейчас любой, кто хочет попробовать себя в этой области, может взять в руки смартфон и начать снимать свои короткие ролики, выкладывать их в интернет, смотреть, как реагирует аудитория, делать выводы, учиться и развиваться в этой теме. Думаю, через десять лет благодаря развитию веб-индустрии мы получим по-настоящему взрывной рост невероятно красивого и стильного визуального контента.

Ольга Маркичева

Фото Алексея Манянина

  • 063 (1685) 04.08.2021

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru