День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Покрова»: синтез истории и современности

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/pokrova-sintez-istorii-i-sovremennosti#sigProGalleria2377dae05b
joomlamodniyportal.ru

Ландшафтную оперу «Покрова» представили нижегородцам на Щелоковском хуторе. Это совместный проект музея деревянного зодчества и Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал). В музее завершается реставрация, и опера «Покрова» стала добрым предвестником плодотворной творческой работы в этом уникальном месте.

Опера-путешествие

Кончается лето, день клонится к закату. В тени деревьев чуть различимы силуэты – то ли люди, то ли призраки из прошлого. Что-то шепчут деревья, бормочет ручей. И вот уже слышится женское пение – тихое, чистое, трогательное. Голоса все громче, в них все больше тревоги, волнения. Изба вдруг освещается всполохами пламени. Пожар! Беда пришла откуда не ждали. Плач, рыдания, горькие причитания…

Смолкла надрывная песня. Народ движется дальше – зрители, хористки. Мерцают светлячки-звезды, слышны звуки баяна – длительно-протяжные, словно органные. Впереди колодец. Старый, с большим колесом. Где-то под крышкой, на глубине раздаются глухие звуки – стоны, вопли, гул преисподней. Страшно. Сердце стучит, все громче, громче. Хочется бежать – дальше, к церкви Покрова, спрятаться под покровом Богородицы.

Девушки поют духовный старообрядческий стих. На душе снова тихо и спокойно. Дальше – пруд, мельница. Так молодые участницы хора в сопровождении оркестра баянов ведут зрителей от одного старинного здания к другому, открывая их историю и символический смысл.

Дома-истории

С каждым домом на Щелоковском хуторе связана какая-то история. Строения сюда привезли из нижегородских деревень. К примеру, дом Салтыкова, построенный в конце XVIII века, перевезен в музей зодчества из деревни Ковернинского района в 1972 году. Утрачен в результате пожара в 1988 году и восстановлен в 2022 году (отсюда первая песня-плач оперы «Покрова»). Дом Пашковой относят к первой половине XIX века. Перевезен из села Перелаз Семеновского района в 1978 году. В избе, горнице, сенях представлены кованые изделия, изготовленные хозяином дома – кузнецом. Песни, исполняемые возле этого строения, – «Молодые кузнецы», «Идет кузнец из кузницы».

Частью оперного действа становятся также мордовская народная песня в честь Ведявы, стихи нижегородских поэтов, духовный стих «Сон Богородицы». Проходя по тропам Щелоковского хутора, зритель погружается в четыре стихии, воплощение которых – персонажи мордовского фольклора: мать леса (прячется среди деревьев парка), мать огня (буйствует в горящем доме), мать ветра (живет на мельнице) и мать воды (скрывается в живописном пруду). Символы этих стихий зрителям предстояло разгадать.

Очень личный проект

Жанр музыкального произведения авторы определили как «опера-путешествие», но что это было на самом деле, сказать трудно. Музыкальная композиция-мистерия? Оратория-квест? А может, побег в прошлое от одиночества?!

Оживить историю, наполнить исторические строения на Щелоковском хуторе духовным смыслом взялись талантливые люди – всего над проектом создания оперы «Покрова» работало пятьдесят человек. Идея родилась у культуролога и поэта Артема Фейгельмана в лаборатории Theatrum-2021 в Арсенале.

– Для меня «Покрова» – очень личный проект, – говорит Артем. – Его идея связана с историей моей семьи. Моя бабушка любила вспоминать о престольном празднике Покрова в деревне Дубки, откуда родом ее мама, моя прабабушка. Для бабушки гулянье на этом празднике было чем-то вроде образа детского рая – утерянного, но продолжающего жить в воспоминаниях. Бабушка была старшим ребенком в семье, ее детство пришлось на войну, поэтому она рано повзрослела. В этом смысле путешествие от Покрова до Покрова, от одной Покровской церкви к другой в рамках оперы – это история инициации и взросления, метафора жизненного цикла, который зрители проходят вместе с хором и музыкантами. Пространство Щелоковского хутора с его отсылками к архаике и традиционному укладу становится живой сценой, на которой разворачиваются архетипические образы и сюжеты. Последние опосредованы актуальным контекстом: современной музыкой, поэзией, постановкой. Для меня важно, что, опираясь на традицию, опера «Покрова» остается современным художественным высказыванием.

Восемь женщин-композиторов

Оперу «Покрова» написали восемь современных композиторов. Все женщины: Лидия-Мария Кошевая, Анна Поспелова, Ольга Бочихина, Настасья Хрущева, Марина Воронова, Елена Букерева, Екатерина Гринина и Екатерина Суворкина. По словам директора архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелоковский хутор» Марины Бугровой, проект «Ландшафтная опера-путешествие «Покрова» – интересный и важный опыт взаимодействия музея, сохраняющего и изучающего традиционное культурное наследие, с современным искусством.

– Традиция – это не просто сохранение и передача ценностей, – говорит Марина Бугрова, – она предполагает связь между культурами, когда старое переходит в новое и активно работает в нем.

Елена Анисимова

Фото автора

  • 079 (1937) 06.09.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru