День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Мы – одна страна»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/my-odna-strana#sigProGalleria34a4a13a40
joomlamodniyportal.ru

Первые декабрьские дни в Нижегородской области запомнятся крепкими морозами, ледяным дождем и обильными снегопадами. А еще – гастролями театров из Донецка. Гостям из ДНР вряд ли было холодно – настолько горячий прием устроили дончанам нижегородцы. Зрительные залы были переполнены, актеров встречали и провожали несмолкающими аплодисментами. Всем было жарко – от переполняемых чувств, теплоты сердец и ярких эмоций.

Большие гастроли

В ноябре–декабре 2022 года в Нижегородской области прошли «Большие гастроли». Так называется программа Министерства культуры России и Росконцерта. К нам приезжали три театра из Донецкой народной республики (ДНР) – театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, музыкально-драматический театр имени М. М. Бровуна (Муздрама) и молодежный театр. Артисты побывали в Кирове, Ижевске, Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске, Йошкар-Оле, Волжске, Новочебоксарске. В Нижегородской области выступления коллективов донецких театров проходили на сцене Лысковского дворца культуры, Кстовского театра кукол, Дзержинского драмтеатра и Нижегородского театра драмы им. Горького. Нижний Новгород стал заключительным этапом в гастрольном туре дончан. Нам удалось побывать на трех спектаклях донецких театров – в Дзержинском театре драмы на спектакле «Юнона и Авось» театра имени М. М. Бровуна и на двух постановках молодежного театра в Нижегородском театре драмы – «Человек из Подольска» и «Левша». Спектакли абсолютно разные – и по жанру, и по сценическому воплощению авторского замысла. Объединяет их высочайший уровень режиссуры и актерского мастерства. А еще – прочувствованный патриотизм.

Зрители встают и плачут

Спектакль «Юнона и Авось» – четвертая постановка спектакля на музыку Алексея Рыбникова, которую я посмотрела. К сожалению, ленкомовскую версию видела только по телевизору. Помню, насколько сильное впечатление тогда произвел на меня спектакль. «Юнона и Авось» – культовый спектакль столичного театра «Ленком», его визитная карточка. Идет в Ленкоме 42-й (!) сезон подряд. В далеком1981 году, когда состоялась премьера, о «Юноне и Авось» говорила вся театральная Москва, а главную песню «Я тебя никогда не забуду», ставшую лейтмотивом спектакля, пела, без преувеличения, вся страна. Постановка режиссера Марка Захарова, безусловно, образец на все времена. Но и дончане, что называется, не подкачали. Спектакль Донецкого музыкального театра меня просто потряс. Все в нем было продумано до мелочей. Интересные декорации: высокие подмостки, которые в нужный момент могли стать и пьедесталом почета для победителей, и эшафотом для побежденных. И ложем любви, и облаком-раем для Богородицы, и постаментом для памятника смелым, тем, кто завоевывал славу российскому Андреевскому флагу. Продуманно используется свет. Помню, как в постановке театра Рыбникова, который одно время гастролировал по стране, световые прожекторы бороздили сцену, приходилось постоянно напрягать глаза. Здесь же свет мягкий, приглушенный. Сильные музыкальные номера. Голосовой диапазон солистов просто потрясающий, до мурашек по коже. Когда пела Кончита, казалось, истинный ангел спустился с небес. Очень убедителен в образе графа Резанова артист Роман Слабунов. Настоящий русский дворянин, офицер (в отличие от слишком эмоционального и немного чудаковатого Николая Караченцева).

Щемящее чувство всему спектаклю придавало осознание того, что артисты приехали из Донецка. Отвечая на наш вопрос, как театр из ДНР принимают зрители Центральной России, режиссер спектакля Василий Маслий сказал следующее: «Нас везде принимают отлично. Мы теперь часть великой России». Режиссер сообщил, что в конце спектакля театра из ДНР на самых разных сценах происходит одно и то же – зрители встают, подпевают, плачут. Дзержинск не стал исключением. Исполнитель роли графа Резанова Роман Слабунов сказал: «Я знаю, что вся Россия любит этот спектакль. Нам хотелось показать, что мы умеем не хуже, что мы вместе, что мы одна страна». В силу известных причин сейчас в Донецке запрещены массовые мероприятия, и гастроли – это отдушина для артистов.

«Нечего на заграницу заглядываться»

Несмотря на известные трудности, за минувшие восемь лет Донецкий молодежный театр поставил тридцать новых спектаклей. Коллектив выезжает со спектаклями и концертами в города и поселки ДНР. Артисты выступают в школах и госпиталях перед ранеными солдатами. Поскольку рассказ Николая Лескова «Левша» сегодня входит в программу изучения литературы, в Нижегородском театре драмы им. Горского 1 декабря было много школьников. Обычно шумные, в этот день вели себя примерно. Понятно почему. Яркая постановка. Выбранный жанр народного площадного спектакля, где главное внимание сосредоточено на игре актеров, зрелищности действия, работал на зрителя беспроигрышно. Спектакль начинался с исполнения стихотворения Михаила Лермонтова, как бы задавая тон всему действию: «Люблю Отчизну я…» Любовью к Родине, к своему народу пронизан весь спектакль. Яркий пример тому – сцена посещения государем-императором Александром Павловичем английского оружейного завода. А именно тот момент, когда сопровождавший за границей царя казак Платов раскрутил пистоль, которым хвалились англичане, и обнаружил там клеймо тульских мастеров. «Зачем ты так англичан сконфузил?» – спросил государь. На что атаман донских казаков ответил: «А потому что нечего нам на заграницу заглядываться, наши мастера могут ничуть не хуже, а даже лучше, чем они!» Актуально по сей день.

«Я здесь навсегда»

Максим Жданович, режиссер спектакля «Левша», говорит: «Мы пытались сделать постановку в стиле площадного театра. Уйти от фонограммы. Если бы акустика была хорошая, то и микрофонов бы не было. Это не пьеса, это интерпретация рассказа Лескова. Мы не брали ни Замятина, ни Константинова, это полностью текст самого Лескова».

Все происходящее на сцене сопровождалось комментариями самих артистов. Уморительно, до слез, актеры изображали крестьян, кузнецов, оружейников, иностранцев – так, как представляли бы их халдеи (народные персонажи) на уличных праздниках и в балаганах. Такие же смешные декорации и бутафория. Домики на саночках, пушечки на колесиках, забавные «англицкие» диковинки – телеграф и мелкоскоп. Музыкальное сопровождение – «рояль в кустах», гармошка, шумовые инструменты – размещалось прямо на сцене, чтобы приблизить действие как можно ближе к народному театру. Завершался спектакль песней с рефреном «Я здесь навсегда», своеобразным лирическим манифестом единения ДНР и России.

Аллея ангелов

Спектакль «Человек из Подольска» того же молодежного театра – тоже фактически рассказ о любви к Родине. Сюжет пьесы походит на затянувшийся розыгрыш. Историка, музыканта, редактора газеты Николая задержали полицейские непонятно за что до выяснения личности. Простых паспортных данных им мало. Работники полиции хотят разобраться, что за человек задержанный. Происходящее на сцене абсурдно, неправдоподобно. В итоге допрос для молодого человека оборачивается настоящим психологическим тренингом и заставляет задуматься о своей жизни. Почему Николай стыдится того, что он живет в Подольске – ничем не примечательном городке?! Тратит на дорогу три часа в день, ездит, ничего не замечая вокруг. «Да почему мне должен нравиться Подольск?! Что в нем хорошего?!» – восклицает герой. Однако при дальнейших расспросах выясняется, что Николай нигде в своем городе и не был, ничего о нем не знает. А ведь так сегодня живут и рассуждают многие. Пьеса Дмитрия Данилова метко характеризует актуальные проблемы нашего общества. Полиция здесь – не просто исполнительный орган, а настоящая полиция нравов. Полицейские слушают хорошую музыку, читают серьезные книги, задумываются о смысле своей профессии.

Николай Гусейнов, актер Донецкого академического молодежного театра, рассказывает: «Мой геройоткрыл во мне внутреннего полицейского, который задает себе некоторые вопросы. И я пытаюсь на них ответить  такой я или не такой. Как я могу себя контролировать? И при этом жить в реальности. И радоваться жизни  каждую секунду и каждое мгновение».Полицейские советуют Коле: «Чтобы прийти в себя, посмотри по сторонам. На природу, и особенно на нежные, задумчивые ивы». Эту реплику режиссер привнес после знакомства с Аллеей ангелов – мемориалом погибшим детям в Донецке рядом с рекой Кальмиус.Ему очень хотелось, чтобы люди, зрители, ощутили и почувствовали Донецк. «Может, потом кто-то там будет гулять. И увидит эти ивы…» говорит режиссер.

Елена Анисимова

Фото Валерии Авдеевой и Олега Морозова 

  • 116 (1849) 07.12.2022

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru