В Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Нижний Новгород – Арсенал) открылась выставка, посвященная эпохе Возрождения. Это вторая часть выставочного проекта «Названо Вазари», объединяющая экспонаты из коллекций Пушкинского музея и произведения современного искусства.
Справка
Джорджо Вазари – итальянский художник, архитектор, историк искусства, впервые предложивший деление истории искусства на три больших периода: готика, возрождение и маньеризм. Прошлой зимой в Арсенале была организована выставка «Названо Вазари. Готика». Впереди еще одна – «Маньеризм».
Впечатление об эпохе
«Символично, что выставка проходит в Нижегородском кремле, который тоже детище эпохи Возрождения и был создан при участии итальянских мастеров», – отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. На открытии также присутствовал глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. Экскурсию для первых посетителей провели сотрудники Пушкинского музея Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова. «Выставка не претендует на то, чтобы быть энциклопедией Возрождения, – говорит Дарья Колпашникова. – Мы просто хотели создать впечатление о той эпохе. Иногда даже обращаемся к стереотипам, чтобы показать значение эпохи Возрождения для нашего времени. Идея принадлежит директору музея Арсенал Анне Гор. Оформлением выставки занимался известный архитектор Александр Бродский и его бюро. Это люди, которые тонко чувствуют нерв классики, живущей и поныне».
История и современность
Посетителей выставки ожидает немало сюрпризов. «Возрождение, с одной стороны, очень разнообразная, а с другой – цельная эпоха, потому что каждый человек воспринимает его как некую последовательность образов, идей, – продолжает Екатерина Кочеткова. – Поэтому мы решили не делить пространство стенами, не пытаться создать залы и закутки, а сохранить его максимально цельным. Первая тема – образ человека. Именно эпоха Возрождения поставила человека в центр мира. Человек перестал быть просто песчинкой в бесконечном море бытия. Стал творцом, создателем мира, новой науки, искусства, культуры. Именно в эпоху Возрождения стало принято восхвалять великие дела людей, в том числе и свои. Поэтому в первом разделе у нас в основном портреты. Очень разных людей. Мы почти никого их не знаем по имени. Знаем только, что одни жили или в Италии, или на севере Европы. А между этими портретами – пустые исторические рамы. Нам показалось, что пустые рамы в этом проекте тоже важны, потому что они позволяют нам домыслить эту портретную галерею».
Портреты старых мастеров эпохи Возрождения, а рядом работа современной художницы Юлдус Бахтиозиной (женщина с волосами змеи, несколькими ушами и ногтями вместо губ). Портрет напоминает, с одной стороны, о северной школе ренессансного портрета, с чахлыми женщинами, а с другой – мы вспоминаем фантазийный мир Босха, как он обращался с фрагментами тел людей и животных. Скульптуры в центре – работы Елены Артеменко, которая работает с настоящим белым мрамором, классическим материалом. Она соединяет традиционный материал с современной формой. Вдохновили ее такие элементарные вещи, как пласты поролона – материала достаточно гибкого и упругого одновременно. А гибкость и упругость была важна при создании скульптуры человека во времена Ренессанса.
Религия, скульптура, наука
Второй раздел выставки посвящен вере и благочестию Возрождения. Организаторы выставки отобрали произведения, которые могли бы продемонстрировать разные иконографические типы Богоматери. Нельзя не отметить, как щедро с Арсеналом поделились хранители Пушкинского музея. На выставке представлены работы из коллекции графики как северной школы, так и итальянской, из коллекции скульптуры, живописные работы, в том числе очень ценные полотна из коллекции итальянской живописи. Представлены работы Сандро Боттичелли и мастеров его школы, Лоренцо ди Креди. Далее раздел, посвященный осмыслению художниками Возрождения античных традиций архитектуры и скульптуры. Конные и несколько скульптур на религиозные сюжеты. В классической манере с пониманием анатомии человека. А также одна современная работа – художника Егора Крафта, созданная при участии искусственного интеллекта. Следующий раздел посвящен природе и науке в искусстве Ренессанса. Последний зал напоминает стадиолу – зал, отведенный в домах знатных людей для чтения, коллекционирования, ученых занятий, общения с близкими по духу людьми. Самые ценные экспонаты в этом зале – книги, созданные в эпоху Возрождения, в том числе два тома Вазари, где собраны жизнеописания знаменитых художников, ваятелей и зодчих. Для ренессансной традиции свойственны обманные приемы при работе с пространством, с перспективой, и это умело использовали дизайнеры в оформлении выставки. Например, иллюзорный подъем пола, обманные ниши, зеркала, импровизированная терраса воображаемого ренессансного палаццо. Целый раздел посвящен подделкам, достаточно искусным, под известных ренессансных мастеров.
Елена Анисимова
Фото Алексея Манянина