Замечательный подарок к Дню всех влюбленных и приближающемуся празднику 8 Марта подготовили для нижегородцев в художественном музее. Во втором его корпусе (Верхневолжская набережная, 3) открылась выставка «Украшения – это искусство». В экспозиции представлено около 70 исторических и современных брошей – бесценных произведений ювелирного искусства XVIII–XXI веков.
Собрание редкостей
Среди изысканных украшений, которые нижегородцы и гости города могут увидеть в доме Сироткина, – произведения Фаберже, Картье, Ван Клиф, Тиффани и других именитых домов моды, драгоценности королевского дома Таиланда, а также работы современных российских «ювелирных дел мастеров» Ильгиза Фазулзянова и Виктора Моисейкина. Самое старое из представленных здесь украшений относится к Екатерининской эпохе, самое новое изготовлено в 2021 году.
– Я благодарен НГХМ за возможность проведения выставки в столь прекрасном здании. Здесь представлено в два раза больше экспонатов, чем на выставке, которая прошла в 2018 году. Но самое главное ее отличие, что здесь немало украшений, которые были сделаны в России в XXI веке. Это не всегда золото, не всегда бриллианты. Это титан, янтарь, работы из бронзы прекрасного художника Алексея Барсукова, мы посвятили ему целый стенд, произведения Владимира Маркина, которые участвовали в международных выставках, – рассказал коллекционер Дмитрий Володин, в партнерстве с которым НГХМ проводит эту выставку.
– Выставка собрана в очень короткие сроки, и это говорит о том, что все возможно. Это драгоценные металлы, драгоценные камни, и далеко не все коллекционеры, не все музеи готовы выставлять такие коллекции, – сказала на открытии выставки замминистра культуры Нижегородской области Елена Лупина.
Роман Жукарин, директор Нижегородского государственного художественного музея, отметил:
– Многие из вещей, которые мы здесь видим, были приобретены совсем недавно. Поэтому это премьера. Премьера для нижегородцев, премьера для нашего музея.
Некоторые броши из коллекции существуют в единственном экземпляре. Такова, например, удивительная брошь «Абрикос» работы известного ювелира Владимира Маркина – единственное произведение российских ювелиров 2021 года, «приглашенное» на международную выставку в Женеву. Мастер лично присутствовал на открытии выставки, состоявшемся 11 февраля. Он рассказал собравшимся об истории легендарных брендов и работе современных мастеров и дизайнеров, о том, как создавались его произведения, представленные на выставке.
– Какие-то броши были сделаны за несколько дней, какие-то – в течение полугода. Брошь «Сирень», например, я делал целых девять месяцев, – поделился художник.
Перекличка эпох
Авторам выставки удалось, сочетая произведения мастеров прошлых эпох и наших дней, провести интересные и красноречивые временные параллели.
Так, на одном из стендов брошь Фаберже «Березовый лист, или Палитра художника» с вековой историей соседствует с брошью «Крапива», сделанной из титана, работы нашего современника Владимира Маркина. Экспонаты здесь равны и гармонично дополняют друг друга. Еще один пример: работы тех же мастеров – брошь «Незабудки» знаменитого Фаберже и уже упомянутая брошь «Сирень» того же Владимира Маркина. Между ними временная дистанция в 120 лет.
– Мы специально положили рядом большую брошь Фаберже, которая называется «Незабудки» и делится на две части – то, что сегодня мы назвали бы брошь-трансформер, и огромную брошь «Сирень» 2018 года – это титан, бриллианты, золото и серебро. Провели опрос и выяснили, что современные девушки однозначно выбирают «Сирень», без всякого почтения к великому Фаберже, – рассказал Дмитрий Володин, в партнерстве с которым НГХМ и организовал эту выставку.
– Когда мы говорим о том, что ювелирные украшения – произведения искусства, это правда. Здесь собраны броши почти из семи коллекций. Это личные вещи, и они иногда несут личные истории, – комментирует коллекционер.
Для самого Дмитрия Володина знакомство с ювелирным делом началось еще в детстве. Когда он учился в четвертом классе, мама подарила ему книгу «Технологии обработки драгоценных каменей». Раздел об истории драгоценностей школьник перечитал более 100 раз! И вот теперь он представил нижегородцам редчайшие произведения ювелирного искусства.
Украшения как источник знаний
У каждой броши на этой выставке своя совершенно удивительная история. Здесь есть произведение Фаберже, которое последний русский царь Николай II подарил прославленной балерине Матильде Кшесинской в честь ее десятилетия на сцене. Есть брошь, принадлежавшая легендарной участнице Русско-японской войны, кавалеру Георгиевского ордена супруге принца Сиама Екатерине Десникиной. Украшение, когда-то приобретенное в Париже счастливой и влюбленной Екатериной, уцелело и сквозь время и расстояние очутилось у нас, в Нижнем Новгороде.
Броши рассказывают не только истории своих былых владельцев, но, например, и о том, как в ювелирных украшениях воплощались христианские символы. Вишня считалась символом добродетели. Украшения в виде вишен и черешен было принято дарить на 10-летие свадьбы в знак признательности за идеальное супружество. Ландыш называли «слезами Богородицы». Во время визита царской четы на Нижегородскую ярмарку купцы преподнесли императрице Александре Федоровне украшение в виде корзинки ландышей работы все того же Фаберже. После чего такие изделия стали выпускать все ювелирные фабрики России, и ландыш из христианского символа превратился в модный аксессуар. Фиалку долгое время считали похоронным цветком, а фиолетовый цвет – цветом скорби, пока в Австрии не началась добыча аметиста. Один ювелир посадил несколько кристаллов на пружинки и подарил букет фиалок с аметистами королеве Марии Терезии. И все изменилось! С тех пор из этих камней стали делать подобные украшения в виде букетиков фиалок, и они до сих пор популярны у модниц.
Увидеть всю эту необыкновенную красоту нижегородцы смогут до 10 марта. Посещение выставки доступно по единому билету «НГХМ | Зарубежное искусство». Лица от 14 до 22 лет могут приобрести его по «Пушкинской карте».
Ольга Маркичева
Фото из архива НГХМ