День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Когда с потолка течет…

Протекающие крыши – бич многих многоэтажек. Их ремонты порой растягиваются на десятилетия. И нижегородцы вынуждены жить под дождем в своей квартире. Кто должен устранять протечки? И как владельцу жилья получить компенсацию, если вдруг окажется, что виноват ДУК?

Сутки – на кровлю

Крыша многоэтажки в соответствии с законодательством (статья 36 Жилищного кодекса РФ) является общим имуществом собственников жилья. А это значит, что отвечает за ее обслуживание управляющая компания, то есть коммерческая организация, которую собственники нанимают для обслуживания общедомового имущества.

В постановлении Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 года прописаны правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В них говорится: «Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования…» Управляющая компания должна устранять деформации в кровельных конструкциях, окрашивать металлические крепления крыш антикоррозийными защитными красками и так далее… То есть как несущие конструкции, так и все устройства и оборудование, расположенные на крыше, должны находиться в технически исправном состоянии.

О том, что все работы (а это в том числе и очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи!) по содержанию в надлежащем состоянии крыши входят в минимальный перечень услуг и работ, сказано в постановлении № 290 от 3 апреля 2013 года. Этот перечень управляющая организация должна выполнять за счет платы, которую она ежемесячно выставляет жильцам в квитанции. А если случилась протечка, то согласно все тому же постановлению № 170 устранить ее должна «управляйка» в течение суток с момента обращения жильца. Интересно! Правда? Это законодательство!

Нужно ли собрание?

К сожалению, управляющая организация такой расторопностью обладает не всегда. Чаще всего ждать устранения протечки приходится много дней. А бывает, что «управляйка» заявляет: чтобы провести ремонт, нужно решение общего собрания. Тогда она и вовсе как бы ни при чем, а жертва водных процедур остается под дождем на неопределенное время.

Однако еще в 2018 году Верховный суд России указал, что ущерб от протечки возмещает управляющая организация, поскольку она должна содержать общее имущество так, чтобы это было безопасно для жизни, здоровья и имущества жильцов. Причем даже если собственники помещений в многоэтажке не приняли решение о проведении капремонта, а крыше капитальный ремонт необходим, неотложные, а тем более аварийные работы должны выполняться.

Минимум обязателен

История, с которой и начались судебные разбирательства, такова. Хозяин квартиры с верхнего этажа еще до инцидента жаловался на мокрый потолок. Однажды в оттепель капель превратилась в настоящий дождь. Оказалось, что во время холодов на крыше осталась наледь – ведь убирать ее с рулонной кровли нельзя, это опасно для самой кровли. Ну а как солнышко пригрело, она и растаяла, заодно попортив интерьер квартиры на верхнем этаже.

Специальная комиссия (ее выводы потом подтвердила судебная экспертиза) установила, что протечка кровли обусловлена ее совершенно негодным состоянием. Крыше требуется капитальный ремонт с полной заменой кровельного материала и утеплителя. А общее собрание собственников за проведение капитального ремонта не высказывалось. Значит, решила управляющая компания, она никому ничего не должна и компенсировать ущерб пострадавшему жильцу отказалась.

Но в ходе судебных разбирательств выяснилось, что «управляйка» с «крышным» минимумом не справилась. А текущий ремонт крыши был сделан аж за три года до затопления. В итоге Верховный суд отметил, что непринятие общим собранием решения о капремонте крыши не является препятствием для проведения текущих работ, и встал на сторону пострадавшего жильца дома.

Возмещение через суд

Более того, недобросовестное выполнение минимального перечня мероприятий по содержанию многоквартирного дома подпадает под закон «О защите прав потребителей». Статья 13 гласит: «За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель…) несет ответственность, предусмотренную законом или договором». А убытки, причиненные потребителю, должны полностью возмещаться. Такие законодательные нормы подтверждают и решения судов.

Так, Канавинский районный суд Нижнего Новгорода 6 июня 2023 года принял решение о взыскании в пользу нижегородки с АО «ДК Канавинского района» компенсации ущерба за пролитие квартиры – более 363 тысяч рублей, штрафа за отказ добровольно удовлетворить ее требования – более 181 тысячи рублей, компенсации морального вреда в размере 25 тысяч рублей и такой же суммы судебных расходов. Факт пролития квартиры Домоуправляющая компания Канавинского района признала. Акты обследования пролитого жилья составлялись ею регулярно – 25 июля, 1 и 12 августа 2022 года. Причиной пролития в актах указаны течь кровли и засор ливневой канализации.

Свою вину в затоплении квартиры «управляйка» признала. Однако ущерб, рассчитанный экспертной организацией, возмещать не хотела. Выплатила только чуть больше половины необходимой суммы – 392 тысячи 794 рубля 79 копеек.

Между тем, как говорится в решении суда, «под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права». А стоимость восстановительного ремонта, согласно первой экспертизе, составила более 720 тысяч рублей. Вторая экспертиза, проведенная уже по требованию домоуправляющей компании во время судебных разбирательств, насчитала еще больше – 756,4 тысячи рублей.

Досудебный порядок

– В первую очередь, когда обнаружено пролитие, необходимо уведомить свою управляющую компанию, чтобы пришел специалист и зафиксировал факт пролития, – объясняет заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Эльмира Горюнова. – Также надо, чтобы представители ДУКа выявили причину пролития. После того как составлен акт о пролитии, и если нет спора, домоуправляющая компания может выплатить деньги.

Если же человек не согласен с суммой ущерба, он в досудебном порядке проводит экспертизу, которая устанавливает размер причиненного ущерба. После этого подает управляющей компании претензию для добровольного возмещения убытков. Если в течение десяти календарных дней деньги не выплачены – можно обращаться в суд.

Дарья Светланова

Фото из открытых источников

  • 087 (1945) 27.09.2023

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru