День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

От «дворцов на колесах» до скоростных магистралей

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/kak-eto-bylo/ot-dvortsov-na-kolesakh-do-skorostnykh-magistralej#sigProGalleria4f0e910db1
joomlamodniyportal.ru

На поезде в прошлое?! Легко! Выставка в НГХМ / Искусство ХХ века «Объединяя Россию» – совместный проект музея-заповедника «Царское Село», компании РЖД, музея железных дорог России и Государственного архива РФ. Передвижная экспозиция, посвященная 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали, побывала уже в пяти городах нашей страны. Теперь, дополненная информацией и экспонатами из музея ГЖД, она представлена на обозрение нижегородцам.

Первая увеселительная

Экспозиция будет интересна и взрослым, и детям. Мальчишек, увлекающихся техникой, безусловно, привлекут модели первых паровозов. Один из них – «Проворный» представлен на выставке в подлинных размерах. Неутомимый труженик «Проворный» служил на железной дороге двадцать лет. Он был самым надежным паровозом тех времен, имел мощность до 100 лошадиных сил и мог развивать скорость до 60 км/ч.

Первая «пробная» железная дорога была сооружена в 1837 году по воле Николая I между С.-Петербургом и Царским Селом, загородной резиденцией российских императоров. Несмотря на то что в народе железная дорога считалась «увеселительной», она стала неоспоримым аргументом в пользу строительства рельсовых путей сообщения в России.

Вообще, если подумать, что мы знаем о строительстве железнодорожных магистралей в нашей стране? Разве что вспомнится стихотворение Некрасова «Железная дорога» да эпиграф к нему «Папаша, кто строил эту дорогу?–Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!». Как правило, дальше на уроках литературы развивается мысль о тяготах, которые выпали на долю строителей, людей физического труда, и совсем упускаются из виду заслуги инженеров, которым приходилось решать порой просто невыполнимые задачи.

Русская система

А вместе с тем до сегодняшнего дня Транссибирская магистраль остается непревзойденным по множеству параметров инженерно-техническим сооружением. Из документов, чертежей, фотографий, представленных на выставке, мы узнаем, что строительство Великой Сибирской магистрали было сопряжено со множеством трудностей. Сложные и плохо изученные природные условия региона создавали постоянные препятствия. Из 1818 км Средне-Сибирской дороги половина приходилась на гористые участки. Густые леса, неточные и неполные сведения о реках, холодные зимы и вечная мерзлота. Наиболее трудным оказалось строительство мостовых сооружений, которые были необходимы для преодоления многочисленных сибирских и дальневосточных рек. И самым сложным объектом оказалось возведение моста через Обь. В проекте моста профессор Николай Белелюбский применил ряд перспективных разработок и новаторских решений. В общую конструкцию он заложил систему «свободной проезжей части», которая впоследствии стала известна во всем мире как «русская система».

Объединяющий проект

Взрослым посетителям выставки будут также интересны предметы, которые расскажут об организации императорских поездок, как выглядели «дворцы на колесах», что брали пассажиры в дорогу (например, железную грелку с углями для ног, шкафы для одежды). Проект собрал воедино многие артефакты. Тематические разделы дополняет мультимедийный проект, разработанный РЖД, – VR-путешествие в императорском поезде.

«Изначально мы задумывали проект так, чтобы он повторил маршрут путешествия будущего императора Николая II в 1891 году, он побывал во Владивостоке, Иркутске, Новосибирске, Челябинске. Выставка вызвала живой интерес посетителей и музейщиков и после этих городов отправилась по инициативе наших коллег в Тюмень, а теперь и в Нижний Новгород. Мы рады, что идею нашего музея поддержали российские регионы», – рассказала директор государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Нижегородский раздел

Одна из старейших в России – Московско-Нижегородская (Горьковская) железная дорога открылась в 1862 году. Она связала центр России с Поволжьем и сыграла важную роль в снабжении Москвы продуктами и в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. В 1864 году по дороге ежедневно курсировало две пары пассажирских поездов. Из Москвы в Нижний летом можно было доехать за 14 часов 35 минут, зимой – за 15 часов 15 минут.

В центре внимания нижегородского раздела – макеты четырех вокзалов Нижнего Новгорода. В числе интересных экспонатов, представленных НГХМ, картина Пукирева «Строительство железной дороги». Художник жил во времена, когда железные дороги в России только начинали строить, и общество разделилось на тех, кто был охвачен восторгом от прогресса и новизны таких предприятий, и на тех, кто выступал против строительства, так как железные дороги нарушали привычный порядок жизни и наносили урон природным богатствам. На картине рельсы прокладываются среди полей с богатой нивой, где еще совсем недавно работали крестьяне. Василий Пукирев противопоставляет стройку железной дороги нарушаемой ею гармонии русских лесов и полей.

В рамках дополнительной программы выставки будут проходить бесплатные кинопоказы и лекции в центре культуры «Рекорд». Посещение экспозиции доступно до 26 мая, в том числе и по «Пушкинской карте».

Елена Анисимова

Фото автора 

  • 025 (2002) 03.04.2024

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru