День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Танец как терапия души

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/deti-v-prioritete/tanets-kak-terapiya-dushi#sigProGalleriac011619f7c
joomlamodniyportal.ru

Библиотерапия, арт-терапия, танцетерапия… Лечение книгами, искусством, танцем. Что это – модное поветрие или реальная альтернатива традиционной медицине? Рассказываем о возможностях танца на примере ансамбля народного танца «Маленькая страна» Дворца культуры Горьковского автозавода.

Кинестетический образ

Тело – инструмент движения. В нем постоянно происходит движение даже на уровне клеточной жидкости, не говоря уже о биении сердца, о бегущей по сосудам крови. Для специалистов по танцетерапии танец воспринимается уже на уровне клеточного движения. Танцем является само биение сердца, само дыхание – это тот внутренний танец, который постоянно исполняет наше тело. И если мы в какой-то момент прислушаемся к тому, что происходит внутри нас, то войдем в многочисленные импульсы, которые постоянно проявляются в нашем теле. Если войти внутрь такого импульса, то часто рождается образ. Если усилить импульс, он может обретать форму движения. Этот процесс называется кинестетическим образом. Когда мы даем возможность кинестетическому образу выразиться в движении, то получаем доступ к своему бессознательному. В итоге любое сокращение мышцы может нести в себе соответствующий образ, воспоминание, эмоцию или мыслеформу. И сила танца в том, что все это совмещается, происходит одновременно.

Первые танцетерапевты

К подобному пониманию природы танца независимо друг от друга приходили выдающиеся танцовщики начала XX века. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли движение, идущее от сердца, из глубины души, выражающее индивидуальность. Средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром. Эти люди и стали первыми танцетерапевтами. Хореографы обратили внимание, что на занятиях по импровизации студенты создают очень сильные эмоциональные истории-танцы. …Издавна танец принадлежал к сфере целительства. Потом на выражение себя через танец, через тело было наложено табу. Позднее танец стал глубоко регламентированным искусством, предполагающим пассивного зрителя.

«Маленькая страна»

Во Дворце культуры ГАЗа много лет существует ансамбль народного танца «Маленькая страна». Маленькая страна – страна детства. Недавно я посмотрела концерт прославленного коллектива, лауреата и обладателя гран-при многих конкурсов. Двадцать ярких хореографических композиций. Сценическая драматургия, искрящийся юмор, техника – все на высоте. Концертные номера с сильными фольклорными мотивами: «Весенние заклички», «В ночь на Ивана Купалу», «Жнивье». Современные, игровые «Поставь лайк», «Необыкновенный оркестр», «Горошинки», «Колючий сюрприз». На протяжении всего концерта не покидало ощущение солнечного праздника. Конечно, это заслуга педагогов-хореографов. Как удается создать такую сложную красоту?

Справка

Дарья Павлычева, 22 года. Педагог-хореограф ансамбля народного танца «Маленькая страна». Работает с детьми 5–7 лет.

Мамины ценности

Дарья, как ты пришла на сцену?

– Мама привела меня в три года в школу искусств, а потом во Дворец культуры ГАЗа, в коллектив, которым руководила Елена Васильевна Пикаева. Тогда наш ансамбль назывался «Радость», теперь – «Маленькая страна». С тех пор я на сцене. Вот уже два года – не просто солистка, а педагог-хореограф. В 16 лет поступила и окончила областной колледж культуры, сейчас получаю высшее образование.

Не секрет, что преподавание трудный и далеко не самый денежный путь. Кто повлиял на твой выбор системы ценностей в жизни?

– Ценности заложила мама – учитель начальных классов. Всю жизнь я видела, как мама замечательно работает с детьми. Ее пример всегда у меня перед глазами. Сначала думала, что буду просто танцевать, а потом продолжу работать на профессиональной сцене как танцовщица, но так сложилось, что начала преподавать. Конечно, в глубине души я всегда знала, что пойду учить детей искусству.

Трудно работать с детьми?

– Невероятно трудно подготовить малышей так, чтобы они сумели выполнить все требования настоящей хореографии. Но при этом не потеряли радости творчества, не утратили ощущения игры. Дети ведь совсем маленькие. Например, композицию «Солнечные зайчики» с зеркальцами на руках у нас исполняют танцовщицы, которым пять-шесть лет. Мы стараемся, чтобы малышам было интересно, чтобы они улыбались. Многие упражнения носят образный характер, развивают фантазию. Постоянные тренировки и нагрузки, дисциплина, даже внешняя: гладко убранные волосы, форма, специальная обувь, балетки, белые носочки – это необходимо для получения результата. Большая сцена – большая ответственность.

В голове звучит музыка

Танцы – это еще и танцетерапия, лечение сценическим движением…

– Знаю, что родители приводят своих детей не только для того, чтобы увидеть их непременно на сцене. Пятилетнюю Катю привели, чтобы исправить и укрепить осанку, научить красиво двигаться. Не ожидала, что за год она покажет такие хорошие результаты. Дети сами стремятся на сцену. Им интересно и радостно участвовать в больших концертах, создавать праздник.

Есть ли у вас творческие замыслы, которые хотелось бы воплотить в новой самостоятельной работе?

– Много планов. В голове все время звучит музыка, возникают танцевальные номера. Но чтобы воплотить идеи в жизнь, надо определиться, разложить по полочкам: для кого мы будем это делать? Зачем мы это будет делать? Как мы будем делать?

Марина Кулакова

Фото автора 

  • 054 (1912) 14.06.2023

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru