День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Действовать в интересах ребенка

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/deti-v-prioritete/dejstvovat-v-interesakh-rebenka#sigProGalleriae2115a1619
joomlamodniyportal.ru

Маргарита Валерьевна Ушакова – уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области. Для такого статуса необходимы педагогическое образование, опыт работы и – на мой взгляд – личный опыт счастливого детства. Мы знакомы очень давно. Мне повезло знать маму и отца Маргариты: с ними связаны ярчайшие воспоминания о биологических экспедициях моей юности. Наш разговоро воспитании, о семье и обществе.

Жизнь в заповеднике

Маргарита, на моей памяти ты всегда, с детствав походах, у костра, на байдарках, там, где звучат песни под гитару, – я встречала тебя на бардовских слетах… Твои родители – биологи, насколько они повлияли на твой жизненный выбор и путь?

– Мечтой моей мамы было работать в заповеднике. Мечта осуществилась: в моем раннем детстве мы жили в Волжско-Камском заповеднике на острове, на кордоне. Когда в семье появился третий ребенок, мама, имея на руках маленьких детей – 9, 5 и 3-х лет– стала работать в Горьком. Сначала вела кружок в Доме пионеров Канавинского района, а потом перешла во Дворец пионеров им. Чкалова…

– …где я с ней и познакомилась, придя в седьмом классе в этот самый юннатский кружок. Для меня Маргарита Михайловна Ушакова – незабываемый пример наставника и друга. В ней всегда была и есть какая-то лучезарность, музыка – она пела нам множество песен, включая арии из опер и оперетт, многие из которых я до сих пор напеваю – с ее голоса… Творческое начало она как-то незаметно нам всем прививала…

– Многие кружковцы, кстати, поддерживают отношения, приходят с детьми, теперь с внуками. На юбилеи, творческую часть которых она всегда готовит сама, всегда собираются целые поколения ее воспитанников. Ей 4 октября будет 88 лет, и она до сих пор живет творчески – у нее есть прекрасные экологические сказки собственного сочинения, раскраски, стихотворные загадки о птицах и животных, игры для детей разных возрастов.

Пошла в педагогический

Мне кажется, вам повезло в детстве видеть перед глазами практически идеальный образец счастливой семьи. Что особо помнится из раннего детства?

– Помню, когда мы переехали на «большую землю», в поселок Раифа – там в советское время была колония для несовершеннолетних, сейчас там уже много лет действующий монастырь, – отец меня везет на санках из детсада, я смотрю – огромная луна над нами. Луна! – на ней рельеф… а мне видится – ракеты или космонавты… Или сижу на плечах отца – это уже весной, кругом много подснежников – мохнатые, синие, то, что называется «сон-трава». Или поляна – вся белая от ландышей. Мой детский остров – это еще и близкая вода, река. С тех пор безумно люблю реки. Не так люблю море, как лес и реку. Вид и чувство этой красоты восстанавливает силы.

А что именно повлияло на выбор профессии – как это было?

– В раннем детстве мечтала быть медсестрой. Почему? На собственном опыте тогда решила: «врач болезни назначает, а медсестра – лечит». Позже, в начале девятого класса, заявила, что хочу стать парикмахером. Родители сказали: «Дело твое, жизнь твоя, – ты сама будешь принимать решение. Но надо окончить школу». В школе хорошо и ровно шли разные предметы, и по окончании школы я выбирала уже «от противного». Спрашивала себя: «Готова ли я идти в технический вуз? – нет. Готова идти в медицину? – нет. Это не мое призвание, я себя в этом не вижу». Оставались биология или педагогика. Думая о ГГПИ, я рассуждала так. В начальной школе есть все. В семье я была старшим ребенком и много занималась с младшими братом и сестрой, с детьми, причем называла их «малышами»: я малышей покормила, я уже уроки у малышей проверила… Часто играла с ними в школу, Мне просто нравилось заниматься с детьми. И я пошла в педагогический.

Учитель – это не просто любить детей

Окончила ГГПИ им. Горького с красным дипломом, пошла в школу. Приходила в институт – пообщаться со студентами и педагогами, и однажды преподаватель наша сказала: «Многие выпускники уже разочарованы и отчасти напуганы реальностью школьно-учительской жизни, а ты дольше всех находишься в эйфории, в восторге от того, что ты работаешь с детьми». Работа в школе мне действительно нравилась. Но сейчас понимаю, что, может быть, как ни странно, – слишком любила детей, слишком растворялась в этой любви. Учитель – это не просто любить. Это еще и требовать. Не все ребенку надо прощать. Надо воспитывать. Это не всегда получалось. Но дети тоже меня любили. Однажды мальчик один пришел ко мне осенью – убежал из дома, – именно ко мне. Я его одела, накормила… У него вышел конфликт с мамой, он решил, что его выгнали из дому. Пришлось поговорить с ним обо всем, разобраться в ситуации и вернуть его к домой, к маме.

Потом тебе еще довелось работать с дошкольниками, в детском саду, а потом уже – в органах исполнительной власти, а был период, когда в главном управлении ЗАГС. Чем отличается работа во властных структурах от непосредственного контакта с детьми, от работы учителя и воспитателя?

– Органы исполнительной власти работают с очень большими категориями. Например: со всеми детьми области, которые идут в первый класс. Со всеми детьми, которым нужно поступить в детский сад. Со всеми семьями, у которых есть дети-инвалиды. Со всеми многодетными семьями и так далее. Они обязаны обеспечить эти семьи всем необходимым и разрабатывают соответствующие нормативные документы. То есть они работают с большим количеством людей сразу, крупными мазками – если сравнить с работой художника. Иногда это обезличенный подход – слишком большие масштабы. А вот уполномоченный по правам ребенка очень часто работает с единичными, отдельными случаями, и так же, как и учитель, и воспитатель, с конкретными людьми, детьми и семьями.

Новый статус

Статус «уполномоченный по правам ребенка» – когда он появился в твоей жизни?

– Депутаты Законодательного собрания избрали меня 26 ноября 2015 года – тайным голосованием. Это выборная должность. Уполномоченные избираются депутатами Законодательного собрания. Есть ограниченный перечень тех, кто может выдвинуть и кто может стать уполномоченным по правам ребенка. Когда я пришла на эту должность – было непросто, это совсем другой подход к работе с семьей и детьми. Часто обращаются люди с проблемами «между ведомствами». Одно ведомство действует в рамках своих нормативных документов, другое – в своих, они разные. А проблема бывает «между». Наша задача – найти такие варианты решения, чтобы и проблему решить, и не нарушить нормы закона.

Хочу обратиться за комментарием и, возможно, за помощью для семьи из области с очень трагичной историей. Совсем молодая мамочка, родившая сына в 15 лет, недавно в возрасте двадцати лет умерла от скоротечной лейкемии. Пятилетний ребенок остался на руках у бабушки. Молодому отцу – на момент рождения ему было 17 – ребенок был совсем не нужен, и он отказался от него. Но бабушка записала отца в свидетельство о рождении. Теперь бабушка просит оформить опеку на нее. А ей предлагают добровольную опеку, а в случае нехватки средств – а здесь это именно так – говорят о том, что ребенка заберут в детдом. Это вызывает страх перед органами опеки, перед так называемой «ювенальной юстицией». Мы ведь ожидаем, что помощь должна быть доброй, направленной на сохранение семьи в таких драматических ситуациях, а иногда сталкиваемся с очень страшным формализмом. Что делать?

– Возможно, бабушка что-то не поняла. Скорее всего, ей предложили временную опеку. Временная опека – без материального содержания, да, но она временная и устанавливается, как правило, для того чтобы подготовить и собрать документы на постоянную опеку. Чтобы установить постоянную опеку, необходимы документы: справка о состоянии здоровья бабушки, справка о жилом помещении, согласие собственников жилья. Для бабушки не надо проходить школу приемных родителей, которая обязательна для других опекунов. В любом случае советую обратиться к нам за юридической консультацией, по телефонам: 428-54-71, 428-04-05. (Бабушка обратилась, обращение зафиксировано, в настоящее время ситуация на контроле уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области. – Прим. автора.)

В рамках закона

– У нас была немного похожая ситуация: ребенок совсем маленький, грудной, мама умирает. У него из родственников – только бабушка. Малыша забирают в дом ребенка, причем так получилось, что в другой муниципалитет, не там, где жила мама. Бабушка захотела взять его, но живет она в другом муниципалитете. Эта история могла затянуться очень надолго. Но бабушка обратилась к нам, написала на электронную почту и позвонила. Мы очень быстро откликнулись – даже не стали заниматься перепиской, а решили все на уровне телефонных звонков. Тем более что все были мотивированы, и одна опека, и другая опека. Всем хотелось, чтобы ребенок как можно быстрее оказался среди родных людей, чтобы он не в учреждении находился, а с любящими людьми. В течение двух дней были выполнены все задачи: к бабушке пришли, составили акт жилищных условий, быстро подготовили соответствующие документы, бабушка написала заявление, что она хочет ребенка забрать, что это ее родной внук, предоставила документы, что мама ребенка умерла. И ей ребенка отдали.

Мы стараемся не заниматься крючкотворством, бумаготворчеством. Иногда без этого нельзя, но когда есть возможность и желание и нет препятствий в законодательстве – действуем быстро.

Некоторые вопросы можно разрешить только в судебном порядке. И тогда мы готовы вместе с семьей, с родителями защищать интересы ребенка в суде. По своей инициативе уполномоченный выйти в суд не может. Только если суд примет такое решение и привлечет к участию для дачи заключения по делу. Мы можем ответить на запрос родителей развернутым письмом, где изложим свою позицию по делу, и это письмо может быть приложено и учтено в суде.

Где написано, какие права есть у детей?

– Документ, который исчерпывающе это формулирует, – Конвенция ООН о правах ребенка – международный документ, который ратифицирован Российской Федерацией. Там прописаны все права ребенка, но без детализации. Более детально все прописано в федеральном и региональном законодательстве.

С чем обращаются к вам?

– Чаще всего обращаются в связи с тем, что нарушается право ребенка на воспитание в семье, на общение с родителем и право на содержание от родителя, проживающего отдельно, право на жилище, право на образование, на зачисление в детсад в шаговой доступности.

Кто защищает эти права?

Основные правозащитники для детей – это родители. Его законные представители – папа и мама. Далее – другие родственники, опекуны. Не стоит забывать, кроме того, что КДН – это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. У нас, к сожалению, люди не очень хорошо знают свои права и свои возможности. И важно научить их, как действовать в интересах ребенка.

Марина Кулакова

Фото из архива семьи Ушаковых, а также из социальных сетей 

  • 069 (1927) 02.08.2023

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru