День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Сотворившие чудо

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/sotvorivshie-chudo#sigProGalleriaa40a8c558b
joomlamodniyportal.ru

Настоящее чудо сотворили актеры Нижегородского ТЮЗа, поставив новый спектакль по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона. Спектакль дает ответы на многие вопросы родителей. Что делать, когда дети не слушаются?! Молчать и не реагировать? Дать эмоциям выплеснуться или вздуть ребенка хорошенько?

Два великих человека

Пьесу «Сотворившая чудо» драматург Уильям Гибсон написал, положив в основу автобиографию слепоглухой американки Хелен Келлер. Это первый слепоглухой человек в мире, которой смог получить высшее образование. Элен Келлер стала писательницей, известным общественным деятелем и преподавателем в школе для слепых. Марк Твен когда-то сказал: «В XIX веке было два по-настоящему великих человека – Наполеон и Элен Келлер». Впервые пьеса была поставлена в 1959 году. Сюжет несложный, здесь нет приключений и неожиданных поворотов в судьбе героев. Все жизненно, реалистично и вместе с тем пронизано глубоким драматизмом. В семье Келлеров рождается дочь Хелен. В младенчестве девочка переносит тяжелое заболевание мозга. Хелен выжила, но навсегда потеряла способность слышать и видеть. Родители из жалости во всем ей потакают, а в результате дочь растет настоящим монстром – непослушной, капризной, неуправляемой. Отчаявшись, родители уже хотят поместить Хелен в лечебницу для душевнобольных, но хватаются за последнюю соломинку: из школы Перкинса для слепых им привозят Энн Салливан, молодую девушку с трудной судьбой, потерявшую в детстве свою семью и также имеющую проблемы со зрением. Долгое время Энн Салливан была слепой, но ей сделали операцию, и молодая учительница снова обрела способность видеть. Гувернантка как нельзя лучше понимает свою маленькую воспитанницу и прежде всего просит родителей не вмешиваться в процесс обучения, поскольку они со своей любовью только усугубляют ситуацию.

Две недели

Жесткие методы Салливан не нравятся капитану Келлеру. Отец Хелен хочет уволить гувернантку. Однако Энн Салливан просит дать ей две недели, в течение которых намерена в изоляции от всего мира продолжить обучение ребенка. Родители неохотно соглашаются. Хелен оказалась способной, и учительнице удается добиться многого. За короткий срок девочка научилась есть ложкой, а не руками, наливать из кувшина воду, вязать спицами. Стала спокойней и даже освоила азбуку для глухих. Однако Хелен никак не может понять, что каждый предмет имеет свое название. Финал, когда малышка впервые произносит слово «вода», можно назвать настоящим чудом, педагогическим подвигом воспитательницы Энн Салливан.

Максимальная самоотдача

Действие пьесы происходит в Калифорнии в 1860–1870 годы. В спектакле идет полное погружение в эпоху Марка Твена. Как всегда, когда режиссер Алексей Логачев имеет дело с историческим материалом, он не пытается его осовременить, делая ставку на игру актеров. На самом деле пьеса «Сотворившая чудо» настолько психологически сложная, что требует максимальной самоотдачи актеров на сцене. Поэтому задействованы два состава. Мы посмотрели спектакль с Анной Энской в роли Хелен. Игра Анны выше всяких похвал. Хелен на сцене – настоящий бесенок. Брыкается, хватается за волосы, дерется. Сколько терпения, выдержки и веры в победу нужно иметь, чтобы справиться с таким ребенком! По словам Алексея Логачева, роли дались актерам непросто. «В постановке принимала участие консультант Юлия Кремнева, известный психолог, которая занимается с инклюзивными детьми. Педагог согласилась нам помогать, и мы за это ей очень благодарны. Актрисы наблюдали за поведением слепоглухих детей, и многое из того, что они увидели, вошло в спектакль», – рассказал режиссер.

Убрать все лишнее

Над сценографией спектакля работала художник Мария Утробина. «Сложность задачи для меня была в том, чтобы убрать все лишнее, – говорит Мария Утробина, – оставить только то, что работает на образ, на всю историю. Пространство нужно было сделать не просто красивым, а таким, чтобы оно стало душой спектакля, чтобы персонажи существовали в нем легко. Декорации на сцене представляют собой большую оранжерею, павильон, потому что и в пьесе много сцен происходит в этом пространстве, и в этом образе есть определенный символический смысл, – рассказала нам художник-постановщик. – Говорят, что дети – цветы жизни, а еще есть такое выражение: вырос в тепличных условиях. И нам показалось, что оранжерея, парник – очень хороший образ тепличных условий, в которых жила Хелен до приезда воспитательницы. А если убрать цветы, что и происходит во втором акте, то создается образ военной казармы, спартанского, аскетического пространства, в котором находится девочка без родителей. В третьем акте сцена наполнена светом, герои в белых костюмах, и это вселяет надежду на счастливый финал».

Знаю и люблю

«Я выбрал пьесу «Совершившая чудо» потому, что давно ее знаю, люблю, и в нашем театре, мне показалось, есть актеры, способные хорошо сыграть все роли, – поделился с нашим корреспондентом Алексей Логачев. – Спектакль заставляет задуматься о том, как нам воспитывать наших детей. Он будет интересен и учителям, и родителям, и самим ребятам, которые после просмотра станут лучше понимать своих родителей».

Елена Анисимова

Фото автора и организаторов 

  • 035 (1893) 12.04.2023

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru