День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Новый праздник

Новый праздник, который касается каждого человека, – День качества – появился в этом году в России. Он отмечается так же, как во всем мире, во второй четверг ноября. Что это за праздник и зачем он нужен?

Для роста экономики

Всемирный день качества был учрежден в 1989 году Европейской организацией качества (ЕОК) (European Organization for Quality, EOQ) при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН). Целью праздника стало привлечение внимания к проблемам качества продукции и услуг.

С тех пор в европейских странах начали проводить международные форумы, круглые столы, семинары, выставочные мероприятия, уроки качества и так далее. Все было направлено на то, чтобы повысить осведомленность международного сообщества и рассказать о важной роли, которую играет качество в успешном развитии предприятий и процветании наций.

Спустя шесть лет, в 1995 году, Европейская организация качества объявила о праздновании целой недели качества – Quality Week. В настоящее время праздник отмечается во многих странах мира, в том числе в Америке и Японии, где качество остается в центре внимания не один месяц. Достаточно вспомнить японское экономическое чудо – небывалый рост экономики Японии с середины 1950-х годов и до нефтяного кризиса 1973 года. К нему Страну восходящего солнца привела философия кайдзен, которая предполагает, что жизнь в целом – трудовая, общественная и частная – должна быть ориентирована на постоянное улучшение, то есть на качество.

Важность конкуренции

В России первый раз День качества отметили в 2016 году по инициативе Роскачества. А в 2021-м идею установления праздника поддержало Министерство промышленности и торговли РФ, где подготовили проект соответствующего указа. В итоге доработанный документ подписал президент Владимир Путин, а праздник стал официальным.

– Установление государственного праздника необходимо в связи с масштабными задачами, стоящими перед страной, и важностью развития конкуренции как одного из ключевых направлений государственного курса Российской Федерации, – говорится в пояснительной записке к документу.

Как считают в правительстве, День качества подтолкнет отечественные предприятия к тому, чтобы развиваться в соответствии с мировыми тенденциями. Также праздник позволит проинформировать потребителей о требованиях к качеству товаров и услуг, даст примеры качественной продукции.

Споры по качеству

В этом году к международному празднику была приурочена Всемирная неделя качества, которая проходила с 8 по 12 ноября под девизом «Качество – дело каждого!». А о проблемах в этой области говорили на международном форуме «Всемирный день качества – 2021», который собрал как предпринимателей, так и защитников прав потребителей и экспертов в сфере госрегулирования.

По словам председателя общероссийской общественной организации «Союз потребителей Российской Федерации» Петра Щельца, который выступил на сессии, где обсуждалась тема, всегда ли прав потребитель, предметом споров между производителями продукции и ее потребителями в основном является качество продукции. И суд чаще всего – в более чем 80 процентах случаев – встает на сторону покупателей. Самые большие суммы причитаются по искам о строительных услугах.

Но выиграть суд – это одно, а вот получить компенсацию за товар ненадлежащего качества – это другое. Половина решений в пользу потребителей не исполняются. И чтобы удешевить процесс для обеих сторон, нужно формировать систему внесудебного урегулирования споров, тогда и бизнес меньше потеряет, и человек свое получит. А что касается качества продукции – оценивать его нужно по мировым стандартам.

Медиатор – альтернатива суду

Как заметила председатель общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» Наталия Старостина, поскольку имеются уполномоченные по защите прав предпринимателей, надо вводить и уполномоченных по правам потребителей. В настоящее время покупателям сложно себя защитить, так как часто предприниматели не идут навстречу и отказывают в замене некачественных товаров, а суды – это долгая история. Кроме того, организовать диалог между продавцом и покупателем поможет медиатор, то есть специалист по разрешению споров. Он станет хорошей и более дешевой альтернативой судебному урегулированию конфликта.

Причем есть система защиты и на международном уровне. Так, в Евразийском экономическом союзе работают над порталом по защите прав потребителей. Там имеется независимая комиссия, которая вырабатывает общие для всех стран, входящих в Евразийский экономический союз, подходы как к безопасности продукции, так и защите прав потребителей. Стараются повышать и грамотность покупателей.

– Все мы являемся потребителями и много знаем. Но в большинстве случаев потребители не ввязываются с судебные споры и не защищают свои права, поэтому надо учить как бизнес, так и граждан пользоваться своими знаниями, – считает начальник отдела защиты прав потребителей Евразийской экономической комиссии ЛидияОсауленко.

Кстати, представители торговых компаний на встрече говорили, что и для них важна обратная связь о качестве продаваемой ими продукции. Поэтому, прежде чем идти в суд, стоит поговорить с компанией, где вы приобрели товар. Многие из них готовы сказать так же, как и руководитель английского универмага, которому приписывают выражение: «Потребитель всегда прав!»

Для единой практики

Чтобы сформировать единообразную практику в судах, президиум Верховного суда РФ в конце октября утвердил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. Так, восемь дел касалось споров, возникших после купли-продаже товаров. Например, потребитель пожаловался, что смарт-часы, фитнес-браслеты и пульсометры перестали корректно работать после перехода производителя на другой софт. Верховный суд указал, что в этом случае потребитель вправе вернуть товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной за него суммы в связи с существенным недостатком.

Также Верховный суд считает, что потребитель может обратиться в суд за компенсацией морального вреда, даже если стоимость потерянного или поврежденного в дороге товара ему возместили. Нижестоящие суды отказывали человеку в подаче иска, вышестоящий – их поправил.

Дарья Светланова

Фото из открытых источников

  • 095 (1717) 17.11.2021

Свежий номер

Свежий номер

041 (2018) 15.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru