День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Нескучный Горький

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/neskuchnyj-gorkij#sigProGalleria2ddf54ad4e
joomlamodniyportal.ru

С 6 по 9 июля в Нижнем Новгороде проходил фестиваль искусств «Горький +», приуроченный к 155-летию со дня рождения писателя. В программе множество мероприятий, посвященных Алексею Максимовичу: концерты, премьеры спектаклей, выставки, лекции, кинопоказы.

Смыть глянец

Что еще не знают нижегородцы о своем знаменитом земляке? Кажется, его биография, как и его творчество, изучена вдоль и поперек еще со школьных времен. С другой стороны, большинство горожан, давайте по-честному, помимо нескольких произведений из школьной программы, так ничего у Горького и не читали. Проведение фестиваля – попытка сломать привычные стереотипы и смыть глянец с образа «великого пролетарского» писателя. Интересный факт: Горький пять раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так ее и не получил. Когда в пятый раз премию Алексею Максимовичу не присудили (по политическим мотивам ее получил Иван Бунин), даже эмигрантка Марина Цветаева возмутилась: «Горький – эпоха, а Бунин – конец эпохи». Максиму Горькому принадлежит фраза: «Еще в молодости я понял, что искусство более великодушно, чем люди». Эти слова напечатаны впервые на французском языке в предисловии ко «Всеобщей истории иностранной литературы».

Автор высказывания за границей жил в общей сложности 18 лет. Ни на одном иностранном языке при этом не говорил. Вероятно, смысла не видел. «Жизнь тасует нас, как карты, и только случайно, и то ненадолго, мы попадаем на свое место», – считал писатель. Горький знал толк в разведении цветов, отлично играл в шахматы, с удовольствием разбивал городки. Тем не менее многих вещей о нашем земляке мы до сих пор не знаем. Горький внешне был открыт миру и людям, но до конца оставался «вещью в себе». Другой важный момент – имело место искажение фактов из его жизни в советские годы, когда власти целенаправленно лепили образ «буревестника революции».

«Горькому достаточно длительное время внимания не уделяли. Записали в родоначальники соцреализма, хотя сам он не писал о советской системе и все его художественные произведения относились к дореволюционному периоду. И постепенно Горького задвинули на полку… Мне кажется, что само время сейчас выдвинуло эту фигуру». Актер Евгений Миронов

Губернатор перечитал классика

«Горький вел широкую просветительскую деятельность, будучи глубоко убежденным, что силой искусства можно изменить и человека, и общество в лучшую сторону, – сказал арт-директор фестиваля народный артист РФ, художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. – Фестиваль следует принципам Алексея Максимовича и ставит своей задачей выявлять и поддерживать значимое в современной культуре, сохранять литературное наследие великого писателя и знакомить с ним как можно более широкий круг зрителей. Мы рады, что в этом году фестиваль примет не только Москва, но и еще два города, неразрывно связанные с именем Горького, – Нижний Новгород и Казань». В прошлом году, кстати говоря, фестиваль проходил в столице под названием «Горький в парке Горького», где собрал более двадцати тысяч посетителей. Фестиваль был отмечен премией Национальной ассоциации организаторов мероприятий «Событие года» в номинации «Культурное событие года». Но какой Горький без города, где он жил?! В итоге фестиваль решили провести не только в Москве, но и в Нижнем Новгороде. Нижегородский губернатор Глеб Никитин, выступая на открытии фестиваля, сказал: «Я помню 2018 год, когда приехал в Нижний Новгород. Тогда у меня была первая выборная кампания, и она проходила на фоне 150-летия Горького. Пришлось Горького перечитать, зауважать его в очередной раз. Понять, что это не просто пролетарский писатель, а величина действительно мирового уровня и наша с вами гордость».

Жанры

Важные события фестивальной программы – спектакль-концерт «Рождение человека»; концерт «Горький в музыке» с Jukebox Trio, Андреем Гризли, Дмитрием Венгеровым, барочный спектакль-концерт «Солнце над островом Капри» с Виктором Вержбицким, концерт «Горький и Ницше», спектакль «Отец» (Уфа); спектакль «Горький татарин» (Казань).

Фестиваль в Нижнем Новгороде получился разножанровым, участники мероприятий смогли максимально погрузиться в творчество Максима Горького, построить горьковский маршрут, пройдя по которому, открывали для себя места из произведений и биографии писателя. К сожалению, часть уличных мероприятий пришлось отменить из-за погоды. Отличительная особенность – создание новых художественных проектов как с известными артистами, так и с привлечением сил нижегородцев. Например, аудиопроект для канатной дороги «12 минут» режиссера Артема Терехина, мультимедийный медиаспектакль «Горький. Удалить из друзей» режиссера Юрия Квятковского, спектакль воспоминаний «Я был наполнен стихами бабушки» режиссера Александра Шумилина (театральная компания «НЕМХАТ», Пермь), научный диспут «Несвоевременный человек».

Под музыку Грига

Фестиваль открылся постановкой «Рождение человека» на сцене Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Это эксперимент, в котором тексты Максима Горького читали под музыку любимого композитора писателя – Эдварда Грига. В спектакле все было на высоте: и отобранный материал – самые яркие, проникновенные рассказы Горького «Страсти-мордасти» и «Рождение человека», и фантастическая музыка Грига в исполнении звезд мировой величины – камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета; и редкой красоты голоса солистов ансамбля «Комонь»; и необыкновенное обаяние замечательных актеров Евгения Миронова и Александры Урсуляк. Сценография – оживающие на экране и меняющиеся, как песочные, картины художников – современников Грига. Перед нами возникали то рябь на воде, то огненные всполохи, то плывущие облака. Классическая литература, фольклорные песни и симфоническая музыка на этот раз звучали удивительно органично. Почему жизнь человека не может соответствовать красоте и величию природы – вот главный вопрос, который возникает после просмотра этого спектакля. По словам Юрия Башмета, в творчестве Горького и Грига ощущается много общего, они исследуют человеческую душу и текстам Горького сочинения Грига очень подходят. Думаю, что после этого спектакля писатель стал для многих ближе, открылся как нежный, ранимый, душевный человек.

«Старуха Изергиль»

Еще одним из мероприятий, где нам удалось побывать, стал уличный спектакль-променад «Старуха Изергиль» в парке имени Кулибина. Его поставил режиссер из Казани Радион Букаев, а сыграли артисты московских театров. Погода в тот день капризничала – то солнце, то дождь. Но нашей группе повезло. После грозового ливня буквально за пять минут до начала спектакля выглянуло солнце, спала изнуряющая жара, и мы с удовольствием прогулялись по дышавшему свежестью парку. Общаясь со зрителями в интерактивной форме, вовлекая их в действие, актеры сначала напомнили биографию Максима Горького, а после разыграли представление. Впереди – импровизированная цыганская арба. В ней сидит Изергиль. За телегой идет «цыганский табор» (зрители). Останавливаясь на открытых площадках, актеры разыгрывали сцены из жизни старухи, когда-то молодой и красивой цыганки. В ход шло все, что подвернется под руку, как в цыганском босячестве. Ведра и доски – скамейки для зрителей, плод граната – сердце влюбленного в Изергиль юноши (его эффектно разбила о землю актриса). И еще было множество всяких интересных «фишек», которые нашли воплощение в постановке. В конце зрителям предложили выбрать свой путь: «жить с людьми и для людей», «жить с людьми, но для себя» или «жить вне людей и для себя».

Можно задавать вопросы

Спектакль «Горький-форум», который поставили молодые актеры нижегородского Центра театрального мастерства, напомнил школьный урок литературы. Помните, наверное, как после прочитанной сцены в произведении учитель задавал вопросы, расставлял в тексте нужные акценты. На этот раз зрителям было предложено посмотреть несколько сцен, поставленных по мотивам пьесы Горького «На дне», обсудить их вместе с актерами и даже поучаствовать самим в действии. Зрители подобрались в основном люди молодые, активные, имеющие представление и о деловых играх, и о бизнес-тренингах, так что диалог получился живым, интересным. А еще мы в очередной раз убедились, что все жанры хороши, кроме скучного, и насколько современен Горький в наши дни.

«Журавли на Бали»

В последний день фестиваля давали спектакль московского Театра на Бронной «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя» в постановке Константина Богомолова с участием Александры Ребенок и Игоря Миркурбанова. В Москве недавно состоялся предпремьерный показ спектакля, а вообще москвичи увидят его только в сентябре. В новой постановке дачники Горького переместились в наше время и отдыхают… на острове Бали. Кто эти люди? Уехавшие из России представители московской богемы – подававшие в молодости надежды певички, актрисы, так и не состоявшиеся в профессии, но успевшие удачно выскочить замуж, а теперь страдающие от унижений и домашнего деспотизма. Это и сбежавший за границу с деньгами вкладчиков немолодой олигарх, и уже не желающий петь известный рок-бард. Что делают они на Бали? «Пьют и лежат, курят и смеются» (цитата из спектакля). Они противны друг другу, но вынуждены общаться – других друзей у них здесь нет. Их будущее так же непонятно, как неприятно прошлое. Итог, когда повесился знаменитый в прошлом рок-певец, а олигарха находят на пляже мертвым, для них вполне закономерен. Недаром говорят, что человек без родины как дерево без корней.

На сцене актеры курят, нецензурно выражаются, что создает определенный дискомфорт для зрителей. Но тут уж ничего не попишешь – современное прочтение классики, так сказать. Тем не менее фразы из произведения Горького, которые удачно ввел в текст режиссер Богомолов, звучат сегодня так, как будто написаны вчера. Вывод: классику «испортить» трудно… Для погружения в действие несколько рядов стульев для зрителей установили… прямо на сцене. В итоге подмостки разделили зрительный зал на два берега, отдалив «дачников» от их родины. Оркестровая яма Нижегородского оперного театра была удачно обыграна режиссером. Получился своего рода «бассейн», вокруг которого были расставлены лежаки отдыхающих. В Москве на предпремьерном показе для этого убирали кресла первых зрительских рядов. Такой вот нескучный Горький. Как бы то ни было, у зрителей появился законный повод еще раз перечитать классические тексты нашего земляка.

Елена Анисимова

Фото организаторов и автора 

  • 063 (1921) 12.07.2023

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru