День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Индия – далекая и близкая

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/indiya-dalekaya-i-blizkaya#sigProGalleriadc3c56a05c
joomlamodniyportal.ru

Познакомиться с современным искусством и ручным ткачеством Индии предлагают в Нижегородском художественном музее / Русское искусство. Кремль, корпус 3. Выставку «Индия. Отражения» представляют московские коллекционеры Екатерина и Андрей Теребилины.

Восток – дело тонкое

Коллекционеры Теребилины провели в Индии семь лет. Их коллекция – это этапы и личный опыт на пути открытия нового для нас мира. «Индия – сложное переплетение многих культурных нитей, скрепленных духовностью. Тысячелетние традиции постоянно и хаотично пересекаются с современностью, сплетаясь в потрясающее полотно. Это как ткань в клетку, где триумф чередуется с упадком, полосами идут победы и поражения, но через все протекает жизнеутверждающий поток, который извечно движет этот ковчег надежды вперед», – говорит Тунти Чаухан, куратор выставки.

Пять энергий

По словам Натальи Стариковой, научного сотрудника НГХМ, экспозиция начала выстраиваться только тогда, когда произведения приехали в Нижний Новгород. В первом зале представлены работы, объединенные «Энергией перерождения». В индийской философии есть представление о реинкарнации души, и для того чтобы переродиться, не обязательно ждать следующей жизни. Если следовать по пути своего развития, то произойдет неизбежное перерождение. Второй зал собрал работы, связанные «Энергией памяти». В работах угадываются древние традиции, образы и понятия, вплетенные в ткань индийской повседневности. «Энергия силы», или праны, породнила работы в третьем зале. Этой энергией наполнено все живое, как и сотканные вручную великолепные по своей красоте ткани. В четвертом зале представлены работы, объединенные «Энергией интуиции». Наконец, пятый зал наполнен «Энергией пути». Прежде всего это движение по пути своего предназначения, где нужны проводники. В Индии у многих есть наставники, гуру, и это не экзотические понятия, а норма жизни.

Традиции ткачества

Представленные на выставке образцы тканей – в основном сари, отрезы тканей длиной 5–6 метров, изготовленные в специализированных мастерских с конца XIX по середину XX веков. Самые трудоемкие изделия ткутся от шести месяцев до одного года. Материя должна остаться девственной – ее не должна тронуть игла швеи, что вполне символично, поскольку сари – обязательный наряд невесты на свадьбе. В последние десятилетия частные меценаты и государство предпринимают много усилий, чтобы сохранить ручное ткачество как уникальное искусство Индии. Сегодня этим ремеслом в стране занимается 4,5 миллиона человек, на Индию приходится 95 процентов мирового производства тканей, изготовленных вручную.

Современное искусство

Среди представленных произведений современного искусства Индии можно увидеть как работы именитых и опытных авторов (Атул Додия, Гаури Гилл, Рина Каллат), так и молодых, но уже очень востребованных (Аниндита Бхаттачарья).

Так, к примеру, Маниша Гера Басвами использует разные техники, соединяя в своих произведениях живопись, фотографию, скульптуру и поэзию. Многие ее работы обращены к теме человеческого тела и целительного воздействия искусства. В последние годы Маниша использует в работах перья, скорлупу и другие природные материалы, которые сама собирает.

Работы Аниндиты Бхаттачарья на выставке завораживают кружевными сплетениями – художница сама вырезает каждый элемент. В индийской архитектуре есть такое понятие «джали» – резьба насквозь по камню с орнаментальным рисунком. Решетками джали закрывают окна и проемы, они работают как естественная вентиляция для снижения температуры. «Я стала использовать джали, чтобы направлять взгляд смотрящего, играть с ним в прятки, контролировать то, что увидит зритель», – говорит Аниндита.

Гаури Гилл много выставляется в Индии и по всему миру. Известна своими многолетними сериями фоторабот о жизни индийских маргинальных сообществ сельских районов.

У Атула Додия было более 30 персональных выставок по всему миру. В его произведениях переплетаются разные техники и художественные традиции, слово, медийные и религиозные образы, легенды, сюжеты из истории Индии, политические события и автобиографичные истории. В представленной на выставке работе Додия исследует вечные вопросы о нитях жизни, связи бытия и небытия, сущего и пустоты. Сочетание каллиграфии, коллажа, архитектурных деталей, металлических жалюзи создает ощущение абстракции и эфемерности.

Самир Райчур – независимый фотограф, живет в Бангалоре. На выставке представлена фотография из серии «Веселые колесницы» – мы видим свадебную колесницу, сделанную местными умельцами из автомобиля, чтобы сдавать в аренду для свадебных торжеств. Это не уникальный экземпляр, а пример целого бизнеса в штате Тамилнад на юго-востоке Индии. Пола Сенгупта работает одновременно в художественном и эпистолярном жанре. Для создания гравюр она использует деревянные формы и широкоформатные листы, при этом работает с разнообразными тканями (ситец, муслин) и ремеслами, традиционными для Южной Азии и Бенгалии (вышивка в технике накши канта).

Творчество современных художников разнообразно и многогранно, но все работы объединяет обращение к прошлому и настоящему Индии, история страны, литературное наследие и наследие бытовой культуры.

Елена Анисимова

Фото автора и организаторов

  • 041 (1899) 03.05.2023

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru