День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Черно-белая Италия в Арсенале

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/cherno-belaya-italiya-v-arsenale#sigProGalleriaf300ead120
joomlamodniyportal.ru

Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Арсенал) представил на суд зрителей ретроспективную выставку классика итальянской фотографии Элио Чиола «От неореализма к Аквилее» из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва. Более 160 фотографий охватывают период творчества художника с 1950-х по 1990-е годы.

Фото как искусство

Если вы думаете, что знаете о фотографии все, то сходите на выставку итальянского фотохудожника Элио Чиола в Арсенал. Наверняка откроете для себя что-то новое. Каждая из фотографий интересна по-своему, каждую из них хочется разглядывать. Каждый снимок совершенен и по композиции, и по техническому исполнению, и по сюжетному содержанию. Все, на чем фокусирует свой взгляд Элио Чиол, имеет глубокий философский подтекст, наполнено смыслом и дает повод для размышлений. На одном из фото – идущие в тумане монахи как яркий образ блуждающего во мраке человека в поиске истины. Рядом – два дерева, освещенных ночью вспышкой молнии, – символ верности двух любящих сердец, которым не страшны любые бури и невзгоды. А дальше античные руины на фоне грозовых облаков – прекрасный образ тленности мироздания и неизбежного разрушения всего материального. Известный американский критик Наоми Розенблюм так отзывалась о творчестве Элио Чиола: «Особая позиция, с которой фотограф видит ландшафт, его регуляция света и ритма формы, выбор черно-белой фотографии в то время, когда многие предпочитают цвет, – вот те элементы, которые передают чувство спокойствия и красоты в его работах». За 65 лет фотографической карьеры Элио Чиол провел более 100 персональных и участвовал еще в 120 групповых выставках. Его фотографиями проиллюстрировано более 200 книг. Работы Элио Чиола представлены в музеях по всему миру.

Неореализм

Элио Чиол начинал творческий путь в период расцвета итальянского неореализма – знаменитого течения в кинематографе, целью которого было показать жизнь послевоенной Италии без прикрас. Ранние работы фотографа – серии портретов и жанровых зарисовок, – максимально достоверно, без ретуши и постановки рассказывают о буднях и заботах «маленького человека». В более поздних произведениях Элио Чиол воспевает красоту Италии. Создает знаменитые черно-белые снимки Ассизи, Венеции, Рима, Амальфи. Безупречная работа со светом, применение различных техник фотографии сделали их похожими на гравюры и литографии. Отдельного упоминания заслуживает создание Чиолом фотографического архива произведений итальянского искусства: съемки фресок, мозаик, архитектурных сооружений в легендарной Аквилее – античном городе-крепости, построенном римлянами на рубеже новой эры.

Геометрия и скульптурность

Элио Чиол умело работает с перспективой и геометрией предметов. Особенно интересны фотографии полей и виноградников. Хаотично запаханные участки земли, расположенные под разным углом друг к другу, на холмах и в низине, они тем не менее имеют свой порядок, гармонию, свою красоту. «Рисунки из виноградников. К», «Рисунки из виноградников. М», «Рисунки из виноградников. V». По словам автора, он снабжает работы из этих серий последовательно идущими буквами латинского алфавита, чтобы задать вектор движения, тем самым приглашая зрителя отправиться в путешествие вместе с фотографом, чтобы еще раз изумиться нерукотворной красоте и продуманности мира. От геометрии Элио Чиол переходит к более сложной задаче – созданию подчеркнутой объемности и скульптурности. Так появляется цикл «Тутовые деревья как скульптуры». Кряжистые деревья под «говорящими», выразительными небесами (еще одно «ноу-хау» Элио Чиола), веский объем белых облаков позволяют предположить в художнике скульптора, создающего своей волшебной камерой трехмерные, даже четырехмерные «объекты».

Фотография – это прежде всего свет – скажет вам любой фотолюбитель. Умением выставить, направить свет, подсветить необходимые детали, рассеять свет или уловить особенности освещения во время природных явлений итальянский фотохудожник владеет в совершенстве.

Мастер жанровых зарисовок

Элио Чиол – мастер не только пейзажа, но и жанровых фото. На снимках мы видим, сколько чистой божественной любви, веры в глубоких, почти бездонных глазах итальянки-монахини. Как быстро повзрослели дети из городских трущоб: их взгляды, ужимки, занятия – совсем не детские, и что с ними будет, одному богу известно. Старушка несет в гору непомерно тяжелую корзину с хворостом. Старик закрывает голову натруженными руками. Такова жизнь. Теме послевоенной Италии 50-х годов отведен один из залов Арсенала. Отдельное место в экспозиции занимает цикл фотографий, созданных Элио Чиолом на съемках фильма «Последние», повествующего о жизни крестьян в 1930-е годы в его родном регионе Фриули. Элегическое кинополотно было задумано поэтом и священником Давидом Марией Турольдо и режиссером Вито Пандольфи как гимн человечности и достоинству. Картина не имела коммерческого успеха. Изображенная в фильме бедность вызвала у зрителей дискомфорт – им казалось, что они уже преодолели проблемы прошлых лет. Зато остались замечательные фотографии Элио Чиола, фотолетописца своего времени, своей страны.

Елена Анисимова

Фото организаторов выставки и автора

  • 045 (1903) 17.05.2023

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru