День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Паровая машина вместо внедорожника

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/ru/component/k2/parovaya-mashina-vmesto-vnedorozhnika#sigProGalleria44eb0043ec
joomlamodniyportal.ru

На днях к нам в город в Технический музей, что на Большой Покровской, прибыл уникальный экспонат, аналогов которого в мире больше не осталось. Это передвижная паровая машина, или, как официально ее называют, локомобиль П-25. Почти 15 лет известный нижегородский конструктор, реставратор и коллекционер всего, что связано с техникой, Вячеслав Хуртин вел поиски подобного раритета. В конце концов они увенчались успехом: единственная в своем роде машина прибыла в Нижний Новгород. Правда, за нее коллекционер заплатил сумму, отложенную на новый внедорожник, но об этом он вовсе не жалеет!

Двигатель на 25 «лошадок»

Сначала маленькая техническо-историческая справка. Что такое локомобиль П-25? Во-первых, локомобиль – это компактный паровой двигатель, а во-вторых, цифра 25 в названии указывает на мощность в 25 лошадиных сил. В начале и середине прошлого века он приводил в действие сельскохозяйственные машины типа молотилок, мельниц и веялок, а также пилорам, насосов и электрогенераторов. Некоторые из них были буксирными (передвигались с помощью лошадей, тракторов или грузовых автомобилей), другие обладали собственным ходом. Выпускали их еще в XIX веке. В советские годы локомобили очень выручали колхозников по всей стране, особенно широко были распространены в 1930–1940-е годы.

– Было налажено массовое производство этих передовых для своего времени машин, – рассказывает Вячеслав Хуртин. – Но когда потребность в них прошла, их тут же буквально все сдали в металлолом. И теперь их днем с огнем не отыщешь!

Спасибо грибникам!

Чтобы найти П-25, Вячеслав общался с другими коллекционерами и собирателями, переписывался с российскими музеями, объезжал и Нижегородскую, и соседние Владимирскую и Ивановскую области в надежде найти такой локомобиль. И не зря говорится, кто ищет – тот найдет. Одна передвижная паровая машина – та самая, которую привезли в наш город, – отыскалась. Нашли ее в Подмосковье, в непролазных лесах, по соседству с большим болотом. Как там она очутилась и откуда взялась – до сих пор загадка. Нашли этот раритет грибники, которые, как известно, пройдут в поисках подберезовиков и белых в любую чащу. Затем тихие охотники поведали о своей находке московским коллекционерам, те тут же приехали с соответствующей техникой и машину забрали. Так об уникальной находке стало известно собирателям редкой техники, в том числе и нашему земляку. А поскольку Вячеслав Хуртин давно мечтал о таком локомобиле, он с огромным трудом уговорил москвича его продать.

– Деньги у меня были – я несколько лет копил на новую машину, внедорожник, – признается нижегородский коллекционер. – Но, ни минуты не сомневаясь, потратил всю сумму на этот редкостный экспонат для Технического музея.

Вячеслав перевел деньги продавцу и в этот же день отправился в Москву забирать локомобиль, пока москвич не передумал.

– Но ты же остался без новой машины! – искренне недоумевали знакомые Хуртина.

– Новых машин вагон и маленькая тележка, а таких локомобилей больше в нашей стране нет. Будет только у меня, то есть у нас в Нижнем Новгороде! – парировал он.

Мы поинтересовались, сколько же стоит такой раритет.

– Нет, нет и нет, – запротестовал Вячеслав. – Я никогда не называю никаких цифр. Допустим, вы пришли в Третьяковскую галерею или в Эрмитаж и любуетесь там шедеврами. Вы же не будете спрашивать у местных служителей, сколько стоит картина Айвазовского, Коровина или Венецианова!

Впереди реставрация

Пока паровую машину разместили в большом теплом ангаре в Приокском районе. Здесь в ближайшие полгода и будет происходить реставрация. А работа предстоит огромная.

– Она заработает, в этом я уверен на 100 процентов! Все основные элементы на месте. Самое сложное в восстановлении – сделать ультразвуковое обследование, – делится планами Хуртин. – Узнаем, в каком состоянии котел, будем испытывать его под давлением. Нужно получить заключение и паспорт от соответствующих организаций, ведь на такую технику есть определенные требования. Конечно, машина в удовлетворительном состоянии. И если по-мальчишески, по-гусарски, ее можно запустить прямо сейчас. Но так нельзя, поскольку все это связано с безопасностью.

Когда паровая машина появится в экспозиции Технического музея и нижегородцы смогут воочию увидеть ее собственными глазами? Вячеслав Хуртин планирует уже этим летом выставить восстановленный локомобиль всем на удивление.

Ажиотаж уже сейчас

Реставрация впереди, но полюбоваться на редкость середины прошлого века к нижегородскому коллекционеру приходят уже сейчас, ведь слух о чудо-машине тут же разошелся. И отбоя от заинтересованных посетителей и их многочисленных вопросов нет уже сейчас.

– А где и в каком году выпущен этот эксклюзив? – внимательно осмотрев локомобиль, спрашивают два друга – Александр Хехнев и Николай Молодцов.

– Я нашел табличку. Год производства – 1952, а сделана она на машиностроительном заводе имени Петровского в Херсоне, – рассказывает Хуртин. – Это тот самый завод, на котором в свое время производили всем известные кукурузоуборочные комбайны «Херсонец». Кстати, завод работает и сейчас.

Нашу беседу прервал звонок из Екатеринбурга – коллега-коллекционер звонил Вячеславу и поздравлял с замечательным приобретением, интересовался, когда можно будет приехать и увидеть самому чудом сохранившуюся машину.

Все-таки я счастливый человек! – улыбается после телефонного разговора Вячеслав Хуртин. – Новый год начался с исполнения заветной мечты. Да и занимаюсь любимым делом – себе на радость и на пользу родному городу!

Александр Алешин

Фото автора

  • 005 (1277) 24.01.2018

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru