Каждый родитель видеть в нем помощника и опору, ведь они отдают любимому чаду немало любви, времени и сил. Почему же иногда взлелеянные отпрыски превращаются в вечных потребителей, не имеющих обязанностей и не несущих ответственности? Как же воспитать у ребенка желание помогать?
Приучайте к порядку
Обычно мамы, папы, бабушки и дедушки очень снисходительно и нередко с умилением относятся к разбросанным по всему дому игрушкам или опрокинутой тарелке с кашей, если это сделал годовалый карапуз. Но беспорядок в комнате подростка уже вызывает у домочадцев волну негодования. Родители начинают винить себя в том, что упустили что-то в воспитании. Не стоит сильно переживать по этому поводу – нужно лишь освоить некоторые правила и быть последовательными в своих просьбах.
- Подбирайте обязанности в зависимости от возраста малыша. Невозможно заставить трехлетнего карапуза постирать свои носочки. А разложить их по цветам вполне реально.
- Не ждите от ребенка мгновенных результатов. Придется набрать терпения и приучать кроху, например, к уборке игрушек на протяжении месяца.
- Не надо давить и угрожать: «Если не наведешь порядок, то завтра не пойдешь на улицу». Такие фразы ребенок будет воспринимать как приказ и внутренне будет сопротивляться. Лучше ласково попросить малыша помочь с уборкой и даже помочь ему в этом.
- Ваша просьба должна быть максимально конкретной. Если вы скажете: «Убери в своей комнате», он может просто не понять, что вы от него хотите. Он-то не воспринимает кавардак как нечто плохое. Поэтому ваша просьба должна быть четкой: «Убери книги на полку, сложи игрушки в ящик».
- Уборка не будет скучной для малыша, если во время ее включить музыкальные сказки или детские песни.
У ребенка должен быть определен круг обязанностей, что он должен выполнить в первую очередь, а что чуть позже. Например, придя с прогулки, нужно сразу вымыть руки, а потом самому садиться за стол».
Не гасите инициативу
В 2–3 года ребенок начинает активно подражать взрослым и примерно до пяти лет бегает за ними, как хвостик. Ему интересно все, он начинает приобретать первые навыки и обычно очень старается. Суета уборки его только радует, и он хочет принимать в ней активное участие. Главное – не погасить эту искреннюю инициативу строгими правилами, нетерпением и увещеваниями типа «у тебя не получится», «ты еще маленький», «подрастешь, тогда…». Наоборот, ребенку нужно постоянно давать мелкие поручения: протереть пыль, поставить в ряд обувь, сложить газеты и журналы, помочь расстилать и застилать постель, выбросить мусор в ведро, убирать свои игрушки, кормить домашних животных. Если семья проживает за городом либо на даче, то можно подключить малыша к проведению несложных работ на участке. Большую помощь в данном процессе окажут игрушечные швабра, веник, совок, ведро, лопатка, тачка и т. д.
Ребенок 4–5 лет испытывает восторг, если мама доверит ему сервировку стола, приготовление бутербродов, вытирание пыли. Пятилетний мальчик обрадуется, если мама даст ему нести сумки из магазина.
В 5–8 лет дети могут оказать более существенную помощь: ухаживать за младшими сестрами и братьями, кормить их, играть и даже поменять подгузник. Заботы о домашнем питомце и чистоте и порядке в комнате могут быть фактически полностью переданы ребенку. А если мама подключит дочь или сына к приготовлению пищи, то это вызовет огромную радость у ребенка. И потом он будет рассказывать всем друзьям и родственникам о том, как он помогал маме готовить.
С десяти лет ребенок страстно стремится к взрослению, поэтому рутинная работа по дому представляется ему обременительным занятием, отвлекающим его от более важных дел. Взрослым следует научиться справляться со своими эмоциями и иногда стоит даже отпустить ситуацию на самотек, дав понять ребенку, что все равно работу надо сделать и никто не собирается взваливать на себя его обязанности. Подросток должен осознать, что может начать убирать, когда сам сочтет нужным и в любой последовательности, главное – чтобы дело было сделано.
Распределение обязанностей в семье значительно облегчает жизнь всем ее членам и не дает погрязнуть в бытовой рутине.
10 советов родителям
1. Делать вместе
Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, пока я готовлю/убираюсь» – серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посадите малыша рядом на кухне, дайте ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы. Поставьте рядом с взрослой гладильной доской игрушечную, и займитесь глажкой вместе.
Не разграничивайте домашние дела и общение с ребенком, а объединяйте эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и наконец благодаря маленькому волшебнику нашли.
2. Отмечать успехи
Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.
3. Учитывать характер
Старайтесь замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверять ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы – мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим – требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек.
4. Не рассчитывать на идеальное исполнение
Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругайте его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.
5. Помощь по дому – это не наказание
Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.
6. Равные обязанности
И мальчики, и девочки должны уметь: мыть посуду, убирать свою комнату, пришивать пуговицы и даже забивать гвозди.
Детский психолог Екатерина Никитина