Посидели – побегали
Занятия у первоклассников должны быть организованы в первуую смену и начинаться не ранее 8 часов утра.
В первой и второй четвертях занятия у первоклассников длятся по 35 минут, в день может быть не более четырех уроков. Между уроками – перемены по 10 минут и более, чтобы у детей была возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и подвигаться. Для этого же на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. В середине учебного дня учителя устраивают динамическую паузу продолжительностью 40 минут, во время которой устраиваются подвижные игр в спортивных залах, рекреации, а при хорошей погоде – на свежем воздухе.
Кстати, в первом классе официально оценки на уроках не выставляются и домашние задания не задаются. Бывшим детсадовцам особенно сложно приходится во время самой протяженной третьей четверти, поэтому в ней у первоклассников санитарными правилами предусмотрены дополнительные каникулы.
Кто учится, тот ест
Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Учебные организации обеспечивают учащихся горячим питанием, которое имеет важное значение. Питание организуется с учетом возраста, физиологических и энергетических потребностей детей. Учащиеся, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. Это происходит потому, что время пребывания любой пищи в желудке зависит от ее температуры. Если пища теплая, она остается в желудке 2–3 часа и полностью успевает усвоиться. Но если пища холодная, она покидает желудок в несколько раз быстрее, не успев перевариться. Промежутки между приемами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Режим никто не отменял
Режим дня необходимо соблюдать и взрослым, и детям. А для первоклассников он просто необходим, иначе ребенок будет быстро уставать и раздражаться. Новоиспеченным школьникам рекомендован 10–10,5-часовой ночной сон. Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребенка должна быть ровной, непровисающей, с невысокой подушкой. Комнату перед сном нужно хорошо проветривать
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребенка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
Место красит ученика
Чтобы при больших учебных нагрузках у ребенка не нарушалась осанка, необходимо с первых дней обучения формировать правильную рабочую позу за школьной партой. Для этого необходимо обеспечить рабочее место школьника соответствующей его росту мебелью. Приучить его сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ступни должны опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Эта поза наименее утомительна. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь ребенка. Нельзя опираться грудью о край парты (стола), расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
При выборе детской мебели необходимо не забывать, что вся мебельная продукция, которая выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должна пройти необходимые процедуры оценки (подтверждения) ее соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012).
Детская мебель подлежит обязательной сертификации соответствия. Каждое изделие мебели должно иметь маркировку на русском языке, торговое наименование продукции, а также наименование фирмы-изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.
Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде.
Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках). Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку. Для мебели, поставляемой в разобранном виде, маркировочный ярлык должен вкладываться в упаковку вместе с инструкцией по сборке.
Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом.
Маркировка должна быть четкой и содержать следующую информацию:
– наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению;
– обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);
– товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
– наименование страны изготовителя;
– наименование и местонахождение изготовителя;
– наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера;
– дату изготовления;
– гарантийный срок;
– срок службы, установленный изготовителем;
– единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
При выборе мебели убедитесь в отсутствии острых выступающих частей и заусенцев. Чтобы избежать травм, углы и ребра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть притуплены или закруглены. Предмет мебели должен быть устойчивым. Также при выборе рабочего места ученика необходимо помнить, что свет на рабочую поверхность должен падать с левой стороны.
Гранит науки
Следует следить также не только за тем, как ребенок сидит, но и за тем, как стоит, ходит. Часто дети стоят неправильно, перенося всю тяжесть на одну ногу. В этом случае также могут возникнуть стойкие нарушения осанки и деформации позвоночника.
Отрицательно сказывается на осанке и постоянное ношение школьниками тяжелых сумок и портфелей. Заплечные сумки-ранцы более комфортны, так как исключают неравномерность нагрузки на плечевой пояс.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2-х классов – более 1,5 кг, 3–4-х классов – более 2 кг, – 5–6-х – более 2,5 кг, 7–8-х – более 3,5 кг, 9–11-х – более 4,0 кг. Кроме того, вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий для обучающихся начальных классов без учебников должен быть не более 700 граммов, для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 граммов.
Анастасия Шабанова
Фото из интернета