Очевидно – одно из любимейших слов русской речи – «видно очами». Очевидец – бесспорный свидетель, потому что он видел своими глазами, своими очами.
«Хлеба и зрелищ!» – так звучит древнее требование, объединяющее самые насущные нужды человека. Человек – всегда зритель. Зрительные впечатления – самые важные, самые сильные, как все считают, хотя это не совсем так. «Эта картина так и стоит у меня перед глазами», – говорим мы о чем-то, что потрясло нас. Поэтому ребенку очень интересно видеть, важно видеть, нужно видеть как можно больше. Что же он видит?
Мир как зрелище
Ребенок видит прежде всего своих родителей. И неизбежно делает то, что делают они.
Моя школьная подруга, учитель начальных классов, недавно с удивлением сказала, что сегодняшние молодые родители совсем не знают, что делать с маленькими детьми. Не знают, о чем с ними говорить и как с ними играть. Куда с ними пойти. Сами они часто погружены в маленькие светящиеся экраны. И вот уже дети, даже малыши – тянутся к этим экранам, к всемогущим телефонам, – и тоже погружаются в них!
И родители, а иногда и деловые бабушки не понимают, что они своими руками разрушают, разбирают живой мостик человеческого общения, человеческих отношений – любви и дружбы между собой и ребенком. Этот мостик, эта живая связь возникает в детстве на всю жизнь. Или не возникает.
Для родителей субботний или воскресный выход куда-нибудь с детьми – это традиционный отдых. Театр, выставка, зоопарк… На ваш выбор.
На выбор ребенка – по-своему все зрелища хороши. Только… Чем же ваш совместный выход будет отличаться от просмотра того же самого, но по телевизору или от похода с классом? И куда же все-таки пойти? На выставку? В театр?
Петька-микроб
Я сама удивилась, какой неожиданный восторг вызвало у пятилетней Кати само название нового спектакля нашего ТЮЗа – «Петька-микроб». Казалось бы, ну что такого? Изначальный восторг. Я задумалась. Припомнилось давнее: как автор глядит в микроскоп и видит микроб. «Точно так же в микроскоп на него глядит микроб»…
Мы пошли на спектакль.
Театр юного зрителя представил красивое, яркое шоу. Очень технологичное. С замечательным масштабированием, когда капля воды становится двухэтажной прозрачной капсулой, куда легко помещаются и люди, и микробы. Когда уборщица огромна, а младший научный сотрудник совсем маленький. И множеством других визуальных эффектов.
С полезными знаниями. С юмором. С отличной песней про иммунитет.
Короче, нам понравилось. И дети довольны и веселы, и дома пробуют найти еще что-нибудь про Петьку-микроба. И вспоминают, как Петька познакомился с учеными и почему он не вредный, а полезный и какую работу себе нашел. Было интересно.
Что интересно?
Есть один очень важный секрет: ребенок воспримет любую информацию – если ему интересно. А что такое интересно? Интересно – это немножко загадочно. Немножко понятно, а немножко непонятно. Доступно и чуточку сложно.
Ребенок запомнит все, что будет интересно ему. Он произведет свой, детский отбор самостоятельно. Но он воспримет и запомнит еще и то, что будет интересно вам.
И будьте уверены, он прекрасно почувствует – интересно вам или нет. Если вы способны взахлеб говорить о просмотренном спектакле, если вы заядлый болельщик или музыкальный фанат, если у вас особый трепет вызывает серпентарий или аквариумы – пользы и впечатлений от похода туда, где именно у вас горят глаза, будет куда больше, чем от любого другого. Не стоит ходить в музей или в оперу «в воспитательных целях», особенно если вам не очень-то хочется.
Не стоит делать вид, что «вам нравится», только потому, что сейчас это в моде, тогда как вам совсем даже и не нравится, а скорее даже вызывает недоумение… Ребенка-то вы не обманете. Не забывайте, что для ребенка на переднем плане, крупным планом – всегда вы, родители. Родные и близкие.
Путеводные звезды
Идите туда, где вы чувствуете себя уверенно в роли экскурсовода, – в мир вашей профессии или ваших увлечений, даже детских, давних, – и вы убедитесь, как хорошо вы помните все, что связано с вашими детскими увлечениями.
Другой вариант: включите в состав вашей маленькой «экскурсионной группы» какого-нибудь энтузиаста, добровольного гида, объедините свои выходные планы с друзьями и знакомыми, пусть они поделятся чем-нибудь интересным из своей жизни. Энергия радости – это энергия роста.
Не бойтесь «быть ребенком» – вспомните о своем детстве… Счастливы те, кто никогда не может стать совсем взрослым, кто никак не может «выучиться до полной учености»…
Но не забывайте и о том, что дети – это не ваши копии. И если папа в детстве обожал «Человека-паука», «Звездные войны» и вампиров, это не значит, что его маленькая дочка готова и должна в полном объеме и как можно раньше воспринять именно эти экстремальные формы жизни. Ей могут быть милы более тихие зрелища, более затаенные переживания. Возрастные особенности восприятия никто не отменял. И девочковое – не то, что мальчиковое.
Воспитание – духовное питание
В любом случае – невероятно важны слова. Ваши пояснения, комментарии, ваши чувства. Именно они приносят радость сопричастности. Невероятно важны улыбки.
И очень важно понимание: воспитание – это особое питание, духовное питание, витание для роста ввысь – всей душой. Нельзя разрушать детское целомудрие. Надо уважать достоинство и чистоту ребенка, его желание стать лучше. Его врожденную потребность в идеалах, в героях, в красоте и смысле.
Марина Кулакова
Фото автора и с сайта tyuz.ru
Важно
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (СК РФ, статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье», в ред. Федерального закона от 02.12.2019 № 411-ФЗ).