Два критерия
Начнем с вопроса – помогать или не помогать ребенку (не важно с чем)?
Если вы хотите для него лучшего будущего, тогда надо помогать. В каких ситуациях? Для меня есть четкие критерии: во-первых, когда он сам пытается, прилагает усилия и, во-вторых, когда ему трудно и не получается.
Если задача посильна и ребенок пробует – расслабьтесь, пусть делает сам.
Если сложно и он не пытается – помощь заключается не в том, чтобы сделать за него – так он ничему не научится. Помогите ребенку разобраться, что именно сложно, и разделить проблему на посильные части, чтобы он начал действовать.
Если же он испытывает затруднения, но при этом сам пытается что-то сделать и у него не получается, вот в этой ситуации – помогать.
Что касается школы: для ребенка это новый вид деятельности, а в новом виде деятельности и мы, взрослые, редко сразу асы. Поэтому в первом классе помогать точно нужно. А вот сколько лет помогать – зависит от нескольких факторов.
К школе готов?
Готовность к школе – это не про умение читать и писать! Ребенок может уметь читать, писать и считать и при этом быть не готовым к школе психологически. А может не уметь ни читать, ни считать, но к школе быть готовым. Как так? Школьная готовность зависит от зрелости мозга и нервной системы. Если у ребенка достаточно зрелый мозг и урегулированная нервная система (проверяется это специальными тестами), он готов к школе и помогать с домашними заданиями ему, как правило, нужно поначалу: в организации учебного пространства, контроле за временем, складывании портфеля… Дальше школьник умеет организовать себя и делает все сам.
Но таких детей, полностью готовых к школе, очень мало. Что про детей говорить – по последним исследованиям, у 85% взрослых людей – признаки СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперреактивности. Многие не умеют концентрироваться, долго и методично выполнять задачу.
Так что если в школу идут дети, у которых не созрела психика и саморегуляция, то помогать им нужно будет не первые три месяца, а дольше.
В своей практике, когда ко мне приходят родители с ребенком, у которого в школе проблемы, я предлагаю сходить на консультацию к неврологу. Потому что там может быть именно СДВГ, а вовсе не нежелание ребенка учиться. Иногда нужно мягкое корректирующее лечение, чтобы ребенок начал справляться со школьными нагрузками.
Поддержать мотивацию
Моя задача как мамы – поддерживать мотивацию ребенка в том, что учиться интересно и легко. Как я это делаю? Чтобы у ребенка был интерес к чтению, нужен пример. Книга – не всегда бумажная. У меня бывает, что ко мне подбегают, а я с телефоном и говорю: «Подожди, пожалуйста, я читаю очень интересную вещь. Мне это важно, я дочитаю и помогу тебе в твоем вопросе». Важно видеть бабушку, дедушку с газетой, папу с книгой. Ребенок видит: ага, а книга может быть интересной!
Это и есть мотивация. А не вот говорить ему, что он должен читать, чтобы быть умным.
Второе – не выдавать готовые ответы на все вопросы. Я говорю иногда: я не знаю ответ на этот вопрос, у тебя есть книга, давай найдем ответ вместе! Это стимулирует ребенка искать информацию в источниках, а не ждать готовый ответ. Очень важно создавать это стремление получать знания.
Направляющая помощь
Следующий этап, когда нужна поддержка, это переход в пятый класс. Потому что теперь у каждого предмета – свой учитель со своими требованиями, плюс меняется формат учебы – дети учатся не в одном классе, а переходят из кабинета в кабинет. Растет нагрузка – требуется помощь родителей. Сориентировался ли он, какое расписание, где какой кабинет находится, как зовут учителей? Какие предметы нравятся больше? Такой интерес родителей поддерживает ребенка, дает ему больше уверенности, что он справится с изменившимися условиями.
То же самое происходит при переходе в десятый класс. Опять некоторая растерянность у ребенка, неуверенность. И ваш интерес к его учебе и жизни – это необходимая ему поддержка. Понял ли он, что и как изменилось? Может быть, появились новые учителя, у них какие-то новые требования? В некоторых моментах школьной жизни родителям нужно включиться, нужно держать руку на пульсе и помочь, если у ребенка возникают затруднения. Если есть затруднения с пониманием материала, можете ли вы вместе их преодолеть? Один из самых действенных приемов: попросите ребенка объяснить, как делали в классе. Очень часто ваш школьник сам найдет путь к верному решению. «Пока объяснял, понял!»
Про репетиторов
Родителям стоит интересоваться, понимает ли ребенок текущую программу.
Но давайте честно: далеко не каждый из нас силен в математике (физике, химии и т. д.), и чем старше ваш школьник, тем сложнее задания. У меня была знакомая, которая на вопрос, в каком классе учится сын, говорила: «Я в седьмом, а он – не знаю». Там мама училась за ребенка.
У меня одно из образований – математическое, но с начала 8-го класса дочери я уже не готова была вникать в ее задания по математике, просто потому что не помню материал. Я не учусь с ребенком каждый день и не владею всей школьной программой. Но если ребенок умеет сам учиться, но чего-то не понимает, а вы не сильны в предмете – иногда можно прибегнуть к помощи репетитора.
Но репетитор полезен не как тот человек, который делает с ребенком уроки. Он помогает точечно – проболел ребенок тему, самостоятельно в ней не разобрался, проверочную работу написал плохо – репетитор поможет разобрать конкретные задачи и восполнить пробел.
В других случаях я против репетиторов. Ведь в ситуации, когда вы сломали ногу – вам нужен костыль ненадолго. А если вы будете ходить с костылем постоянно, вы не вернетесь к здоровому состоянию.
Третья сторона медали
И есть еще третья сторона медали – это наша родительская тревога.
Если у вас в вашем школьном детстве не сложились отношения с кем-то из педагогов, то понятно, что ваше напряжение передается ребенку. Но тогда контроль за его учебой, учение вместе с ним – это не вопрос помощи. Помочь тут нужно себе, свою тревогу и переживания уменьшить. Есть шутка из интернета: «Воспитанию детей очень помогает психотерапия. Психотерапия родителей за пару лет до их рождения».
Некоторые родители излишне переживают за учебу ребенка, глядя на соседа-отличника? Или бабушки решили, что внук обязательно должен закончить с золотой медалью? Завышенные ожидания родителей и других членов семьи – это путь к неврозам и семейным конфликтам. Иногда ребенок сам мог бы вполне хорошо учиться, а тревожная мама так бдительно следит за каждым написанным крючочком, что невротизирует ребенка. Это не помощь – скорее вред ребенку. Родителям важно отслеживать свои мысли, установки на учебу и постараться не обрушивать на ребенка груз собственных комплексов и завышенных ожиданий и психологических проблем. У вашего школьника жизнь интересная, местами сложная, и наша задача как родителей – ему помогать, и чтобы эта помощь была во благо.
Резюме
Если в вашей семье домашние задания являются причиной ссор и напряжения, честно ответьте себе на три вопроса:
- Готов ли мой ребенок к школе, способен справляться с нагрузками? Если нет – покажитесь неврологу.
- Ваш вполне самостоятельный ребенок зашел в тупик? Сначала пробуйте разобраться своими силами, потом ищите внешней помощи в лице папы, старшей сестры или репетитора.
- Нет ли завышенных родительских ожиданий по поводу школьных успехов? Если есть – ищите способ унять свою тревогу.
Итак, помощь с выполнением домашних заданий нужна в первом классе, может быть, в начале второго. Стоит включиться в 5-м классе, чтобы помочь ребенку не растеряться, адаптироваться в среднем звене. Может потребоваться эмоциональная поддержка в 10-м классе. А в остальное время – точечно, если возникают затруднения.
Мне очень нравится мысль, что задача родителей – подготовить ребенка к жизни и стать им ненужными. Желаю всем школьникам интересной учебы, а родителям – спокойного года!
Подготовила Елена Крюкова
Фото из архива Елены Костиной