Помощь родителей
Не нужно пускать ситуацию с задержкой речевого развития на самотек, но в то же время не стоит нагружать малыша непосильной работой: постоянное прослушивание аудиокассет, бесперебойный приток информации и пр. У нас не вызывает удивления и особого беспокойства, если один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой в том же возрасте будет долго ходить по стенке и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу.
Для возникновения речи важно…
* Невербальное общение (мимика, жесты, язык тела) – первый показатель мотивации ребенка, его желания общаться. Ребенку важно захотеть говорить.
* Слух, особенно фонематический, – основа развития речи (звуковой и смысловой сторон). Начните с неречевых звуков, научите ребенка на слух различать кастрюлю и деревянные ложки.
* Умение подражать. Подражание – основа обучения и развития ребенка. Подражание движениям губ, языка, щек – основа звукопроизношения.
* Дыхание. Артикуляция и звукопроизношение тесно связаны с дыханием. Правильное дыхание, речевой выдох делают речь плавной, мелодичной, чистой. Сначала пойте гласные. И обязательно работайте над дыханием. Будет выдох – будет речь.
Разговорите малыша
Если у малыша достаточно высокий уровень понимания речи, то главная задача взрослых – вызывание любых звукоречевых проявлений, то есть «разговорить» ребенка.
Ребенок с низким уровнем понимания речи с трудом понимает элементарные просьбы родителей, выраженные только словесно. При рассматривании сюжетных картинок, если спросить ребенка о действиях: «Покажи, кто читает? Покажи, кто поливает?», то ребенок не понимает названий действий. Но ребенок может показать правильно, если в вопросах использовать знакомые слова: «Покажи, кто читает книжку? Покажи, кто поливает цветочки?» Значит, в этом случае в первую очередь необходимо проводить игры и занятия на расширение объема понимания речи и расширение пассивного словаря (это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии).
Накопление и побуждение
Итак, основная задача этого этапа – накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Следующий этап – привлечение к занятиям. Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2–3 лет с нарушениями речи можно только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе игры и интересных для ребенка практических действий у него возникает состояние эмоционального подъема. Это выражается в радостном, настроении, способствующем произношению отдельных интонационных звуков. Такой положительный настрой предоставляет возможность побуждать ребенка к речи. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности.
Несколько направлений для развития речи:
* развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
* побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
* побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, у-у), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у;
* работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (мы играем; мы едим; моя комната).
Советы мамам и папам
1. Говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
3. Пойте ребенку перед сном. Лучше часто не менять репертуар.
4. Читайте потешки, присказки, детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
5. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу и не говорите при ребенке о его отставании.
6. Предлагайте «молчуну» упражнения на развитие понимания речи и расширение пассивного словаря.
Полезные упражнения
«Чистюли»
Во время умывания постоянно проговаривайте названия предметов и действий. Взрослый говорит: «Будем умываться. Давай откроем кран. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо. Потри глазки, ротик, носик» и т. д.
«На прогулку»
Собираясь на улицу, каждый день проговаривайте названия предметов и действий. Вещи, которые нужно одеть на прогулку, должны лежать на видном месте. Взрослый говорит: «Мы с тобой пойдем гулять. (Пауза.) Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит куртка. Нашел? Да, это куртка. Принеси сюда куртку. Принес? Давай наденем куртку. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая куртка. А где замочек у куртки? Вот он, замочек. Давай застегнем замочек, чтобы на улице тебе было тепло. Смотри, как тепло. Ну как, тебе тепло? Да? А где тут у нас лежит шапка? Нашел? Да вот она. Принеси сюда. Принес?» и т. д.
«Будь внимательным»
Взрослый дает ребенку три игрушки: мяч, кубик, мишка. Потом взрослый говорит ребенку: «Посмотри, я поставлю игрушки по порядку: мячик первый, потом мишка и кубик. Послушай внимательно и потом поставь игрушки в таком порядке, как я скажу: кубик, мишка, мяч. А теперь поставь так: мишка, мяч, кубик».
«Семейная фотография»
Подберите различные семейные фотографии. Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.
Н. Сатирская, логопед-дефектолог
Фото из интернета