Новый федеральный закон, который многие давно ждали, вступил в силу с 25 июля. По нему банки будут возвращать (но не всегда!) деньги, которые обманутые россияне перевели мошенникам. Как это будет происходить? Об этом в нашем материале.
Период охлаждения
Раньше в ситуациях, когда человек хотел перевести мошенникам деньги, сотрудники банков имели возможность остановить его только уговорами. Из-за этого аферисты требовали от своих жертв, чтобы те никому, а особенно работникам банка, не рассказывали, почему они берут со своих банковских счетов деньги и переводят их на счета других лиц (якобы «безопасные»).
В итоге человек лишался своих сбережений, понимал, что его обманули, приходил в банк и предъявлял претензию, чтобы ему вернули деньги. Но банк этого делать был не обязан, поскольку человек добровольно перечислил мошенникам свои средства.
Новый закон в подобных случаях предусматривает «период охлаждения». В это время банк не будет переводить деньги на счет, если информация о нем находится в специальной базе Банка России. Причем перевод будет приостанавливаться даже в том случае, когда клиент настаивает на нем или пытается совершить его повторно во время двухдневного периода охлаждения.
Что за база?
База данных формируется из сведений, которые предоставляют банки и другие участники информационного обмена с регулятором. Они обязаны противодействовать переводам, которые происходят без добровольного согласия клиента, например под воздействием злоумышленников. Информацию обо всех случаях и попытках таких переводов денег, в том числе тех, по которым клиенты заявили свое несогласие с их совершением, банки передают в Банк России.
Реквизиты получателя денег по операциям без добровольного согласия клиента попадают в базу данных регулятора после дополнительной проверки, которая проводится в том числе в рамках взаимодействия с банками. Также в базу данных Банка России могут поступать сведения от правоохранительных органов. С 21 октября 2023 года между регулятором и МВД России происходит онлайн-обмен информацией о мошеннических операциях.
Когда банк заплатит?
Блокировка подозрительных переводов будет действовать два дня. Предполагается, что за это время человек, если он находится под влиянием мошенников, сможет все обдумать и отказаться от перевода. Банк, в свою очередь, должен предупредить клиента, что операция не прошла, указать причину и срок приостановки. Способ уведомления предусмотрен договором с банком.
Если кредитная организация сразу переведет деньги на счет, который имеется в базе данных мошеннических операций, то ей придется в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего вернуть переведенные средства клиенту. Но если человек спустя два дня все-таки решит сделать перевод на подозрительный счет, то банк обязан будет незамедлительно исполнить такое поручение. Компенсировать потери банк обязан не будет, финансовая ответственность ляжет на клиента банка.
Борьба с дропперами
Как отмечают эксперты, по сути, с помощью нового закона будут бороться с дропперами, то есть людьми, которые передают или продают свои банковские данные мошенникам. Сами аферисты стараются не светить свои банковские счета в преступных схемах. Они используют посредников, которые получают деньги от жертвы обмана. Затем украденные суммы дропперы переводят или передают наличными организаторам преступления.
Именно банковские счета дропперов попадают в базу, которую ведет Банк России. На него жертва обмана жалуется в полицию. А поскольку к базе мошеннических счетов, как мы уже писали, подключен каждый банк страны, то попавшие туда карты человека блокируются. Снять деньги, которые были на счетах и вкладах, дроппер сможет только в офисе банка.
– Если информация о совершенных противоправных действиях поступила в базу Банка России от МВД России, банки будут обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию дропперам – лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, – объяснили в Волго-Вятском главном управлении Банка России. – Человек, информация о котором содержится в этой базе, не сможет пользоваться электронными средствами платежа – банковской картой и онлайн-банком. Чтобы воспользоваться деньгами и совершить любые банковские операции, ему потребуется прийти в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность. Благодаря такому подходу мошенникам будет проблематично выводить похищенные деньги, так как в большинстве случаев для этого они используют счета и карты других людей.
Приостановление операций
Также на два дня, по информации регулятора, будут замораживаться подозрительные операции, даже если получателя нет в базе мошеннических счетов. Например, человек проводит платежи в нетипичное для себя время. Или у него резко увеличилось количество сообщений и звонков в мессенджерах с новых номеров прямо перед переводом денег.
В таких случаях банк тоже сообщит человеку, почему приостановил операцию. Но если клиент будет настаивать на переводе или повторит его, банк отправит деньги.
Как обжаловать?
Если человек либо юридическое лицо попали под блокировку необоснованно, можно обжаловать включение своих банковских реквизитов в базу данных Центрального банка. Для этого обратиться в любой свой банк с документами, удостоверяющими личность, и написать заявление. В нем указать названия банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, номера своих банковских счетов или платежных карт, а также электронных кошельков.
Банк перенаправит заявление регулятору, который рассмотрит его в течение 15 рабочих дней. Направить заявление в Банк России можно самостоятельно через интернет-приемную на официальном сайте. В качестве темы обращения выбрать «Информационную безопасность». Юрлицу обязательно нужно будет предоставить еще ИНН.
Дарья Светланова
Фото из открытых источников