Мошенники часто меняют схемы, нередко накладывая их на старые «лекала». Некоторые из них годами остаются в арсенале аферистов. Это, например, касается так называемых «коммунальных» схем.
Осторожно, куар-код!
Так, недавно мошенники вспомнили старую схему, которая распространялась на территории России еще с 2020 года, когда россияне стали активно покупать и оплачивать товары онлайн. Сначала ее обнаружили в туристический сезон в Крыму, где злоумышленники печатали QR-коды на листовках, в которых обещали скидки и подарки. Либо заклеивали своими QR-кодами другие, которые были на досках объявлений в транспорте и в других местах.
Когда человек сканировал такой QR-код, на его телефон загружался вирус. Аферисты получали доступ к банковскому приложению владельца «мобильника» и могли списывать деньги.
Потом мошенники распространили данную практику по всей стране. Они размещали в общественных местах объявления, в которых обещали помочь с получением социальных выплат. Подробную информацию предлагали получить по QR-коду, который вел в чат-бот в мессенджере. Там якобы для оформления пособий мошенники запрашивают у человека личные и финансовые данные и воровали деньги с его карты.
По данным IT-компании «Лаборатория Касперского», в QR-код можно поместить любую информацию, в том числе фишинговую (фишинг – вид интернет-мошенничества, цель которого – получение конфиденциальных данных пользователей). Грамотный хакер также может встроить в QR-код ссылку на вредоносное программное обеспечение или заставить пользователя мобильного телефона рассылать платные SMS.
Как считают в компании «Доктор Веб», производителе антивирусных средств защиты информации, проще аферистам использовать фишинг, чтобы скрывать в QR-кодах ссылки на мошеннические и вредоносные сайты. Такие сайты на первый взгляд могут быть похожи на добропорядочные. Но на них можно потерять персональные данные или CVV-код от банковской карты.
Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты советуют установить на телефон антивирус, который проверял бы QR-коды на наличие вредоносных ссылок или программ.
Поддельные квитанции
В настоящее время мошенники начали использовать QR-коды по-новому, но суть одна. Они раскладывают по почтовым ящикам поддельные квитанции за ЖКУ. Если такую квитанцию оплатить, то деньги уйдут не в жилищную или коммунальную организацию, а злоумышленникам. К ним попадут и банковские данные владельца карты.
Кроме того, может загрузиться на телефон и вредоносная программа, которая позволит мошенникам самостоятельно войти в банковское приложение. Схему уже зафиксировали в Подмосковье. И, как сообщила «Известиям» руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков», координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева, такой обман практикуется не только там.
По ее словам, сфера ЖКХ – одна из наиболее популярных у мошенников, поскольку часто квитанции мы оплачиваем «на автомате», не глядя. А факт мошенничества обнаруживается лишь с появлением настоящей платежки, которую могут получить жители многоэтажки. Эксперт посоветовала, обращать внимание в тексте квитанции на название организации, описание предоставленных услуг, реквизиты (их надо сравнить с настоящим платежным документом!). По ее мнению, меньше попадаются на удочку те, кто оплачивает услуги ЖКХ в личном кабинете ресурсоснабжающей или жилищной компании.
При оплате по куар-коду обращайте внимание в тексте квитанции на название организации, описание предоставленных услуг, реквизиты – их надо сравнить с настоящим платежным документом!
Извещения о поверке счетчиков
До сих пор очень распространенным «коммунальным» мошенничеством является требование о поверке счетчиков. Как правило, в раскиданных по ящикам «предписаниях» говорится об обязательной метрологической поверке приборов учета воды. Евгения Лазарева сообщила, что такие «извещения» чаще всего распространяют фирмы-однодневки. Обратившись к ним, человек просто потеряет деньги.
По данным Нижегородского центра стандартизации, метрологии и испытаний, поверять счетчики могут только аккредитованные организации. С их списком можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по аккредитации fsa.gov.ru. Выбирать стоит организации с долгой историей и хорошей репутацией. Для этого проверить отзывы о них в интернете.
В первую очередь специалисты аккредитованных организаций интересуются, какой тип счетчика установлен, его диаметр, есть ли паспорт на прибор учета. В паспорте можно уточнить, нужна ли поверка вашему техническому средству. Межповерочный интервал для бытовых счетчиков горячей и холодной воды составляет от 4 до 6 лет.
Если поверка действительно необходима, то с сентября 2020 года ее результаты сотрудник аккредитованной компании должен занести в электронный реестр ФГИС «Аршин». По данным этой системы счетчик и будет принят на учет. Выдача свидетельства о поверке или извещение о непригодности средства измерений сейчас не обязательна.
Удостовериться, что информация о приборе учета есть в системе, сможет и его владелец. Доступ к системе открыт для всех. В разделе «Сведения о результатах поверки средств измерений» счетчика можно ввести заводской номер или код своего прибора учета и узнать, насколько он точен.
Льготы и скидки
Стали аферисты обзванивать нижегородцев и от имени ресурсоснабжающих организаций. Во время разговора сообщают о возможности снижения цены, например на услуги связи или якобы неучтенных льготах. В частности, автору публикации звонили от имени генерального поставщика электроэнергии в регионе и предложили записаться на прием для оформления заявления на получение «льгот». Подтвердить запись надо было кодом из СМС.
Как отмечают эксперты, в данном случае цель мошенников – выманить у человека доступ к его аккаунту на портале «Госуслуги». А там и завладеть ценной информацией можно, и кредит на ничего не подозревающего человека повесить… Для этого аферисты кем только не притворяются по телефону! Это и «сотрудники» Социального фонда, которые якобы нашли утерянный стаж работы, операторы связи, банковские служащие, работники медицинских учреждений, якобы желающие записать на диспансеризацию, и так далее. Список можно долго продолжать.
Почему мошенники звонят с подобными предложениями? Их задача – либо напугать, либо обрадовать человека. И в том и в другом случае теряется бдительность, повышается доверие к тому, кто на другом конце связи. В этот момент аферисты и обманывают.
Дарья Светланова
Фото автора