Чтобы купить сегодня пару кроссовок или сапог, не обязательно идти в торговый центр – можно приобрести в интернете-магазине. Часто так еще и дешевле выйдет. Но что делать, если у приобретенной таким образом обуви лопнула, например, подошва? Можно ли их вернуть обратно в магазин, если гарантийный срок прошел? Об этом в нашем материале.
Если она качественная
Условия возврата товаров, купленных дистанционным способом – а обувь не исключение, – отличаются от того, если бы мы их приобрели очно. Так, срок возврата качественного товара, приобретенного лично в магазине, 14 дней, а дистанционно – семь дней. Но… в первом случае имеются ограничения. Если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, его могут попросить сначала обменять. А если замены не найдется, то вернут деньги. Существует перечень товаров, которые и вовсе не подлежат обмену. К примеру, бытовая техника или мебельный гарнитур.
Если вы приобрели товары дистанционно, то в течение семи дней вернуть можно все, не называя причину. Правда, при условии, что товаром не пользовались, поэтому сохраняйте ярлычки и упаковки со штрих-кодом. Деньги вам должны выплатить не позднее чем через десять дней с момента обращения к продавцу. Исключение – сумма расходов на доставку исправного товара обратно.
Кстати, в Законе о защите прав потребителей сказано: «Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара». Однако на это не стоит особо рассчитывать. Как правило, условия возврата крупные маркетплейсы размещают на своем сайте.
Прислали бракованную
Если обувь прислали ненадлежащего качества, сразу заметить это бывает сложно. Поэтому способы возврата будут зависеть от того, когда проявился брак – после окончания срока гарантии или во время нее.
Если гарантия еще действует, то покупателю не нужно самостоятельно доказывать, что в приобретенных им, к примеру, сапогах был производственный брак. Он пишет претензию продавцу (его почтовые реквизиты должны быть указаны на сайте-агрегаторе!). Там он указывает выявленные недостатки товара, а также что он хочет – обмен или возврат денег.
Как отмечают в Роспотребнадзоре, покупатель, с помощью дистанционной торговли купивший товар ненадлежащего качества, вправе потребовать по своему выбору: безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на исправление товара другим лицом; соразмерного уменьшения цены; замены товара на аналогичный. Также можно отказаться от договора и потребовать деньги назад, вернув товар с недостатком.
Покупатель может требовать и полного возмещения причиненных ему убытков. Сроки возмещения указаны в Законе о защите прав потребителей. По данным Роспотребнадзора, они не могут превышать десяти дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования продавцу.
Когда гарантия прошла
В Роспотребнадзоре отмечают: если производитель гарантию на свой товар не дал, то продавец может установить гарантийные сроки на свое усмотрение, хоть две недели. В этом не будет нарушения.
Однако если срок гарантии, установленный продавцом, небольшой, на помощь потребителю приходит статья 19 Закона о защите прав потребителей. В ней говорится: «В случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара были обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, то потребитель вправе предъявить продавцу требование…»
В этом случае нужно учитывать, что доказать наличие недостатка в товаре придется покупателю. Поэтому до написания претензии он должен будет обратиться в экспертную организацию и сделать товароведческую экспертизу своей обуви. Если та признает производственный брак, к примеру, в сапогах, то человек сможет вместе с результатом экспертизы отправить продавцу претензию. Алгоритм такой же, как если товар был куплен в обычном магазине.
В претензии можно потребовать расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги за товар, а также возместить стоимость экспертизы. Если продавец откажется возмещать затраты покупателя, защитить свои нарушенные права последний сможет в суде.
Выбор эксперта
Люди, не связанные с экспертными организациями, часто задают вопрос: как выбрать компанию и на что там обращают внимание? При выборе экспертной организации стоит обратить внимание на квалификацию, уровень компетентности, стаж специалистов. Хорошо, если у эксперта будет профильное образование… И об этом перед заказом услуги экспертизы надо спросить и не стесняться!
Как отмечают в Роспотребнадзоре, во время экспертизы потребитель может присутствовать. Обычно эксперт обращает внимание на внешний вид товара, бережно ли носили обувь, из чего она изготовлена, а также на другие детали. Но эксперты успокаивают: бояться субъективности оценки не надо. Существуют нормативные документы и технологии, в которых четко прописаны понятия дефектов производственного и непроизводственного характера, есть описание этих дефектов. И эксперт должен знать технологию изготовления обуви, чтобы квалифицированно оценить дефект.
Так, производственный дефект может быть как сырьевым, так и возникнуть в результате нарушения технологии изготовления обуви. Есть технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности». Он носит обязательный характер и в нем указаны требования к продукции легкой промышленности.
Дарья Светланова
Фото из открытых источников
Важно
Крупные интернет-платформы по своей правовой сути часто являются лишь агрегаторами. Агрегатор – организация, которая является владельцем программ и (или) сайтов в сети Интернет. Она предоставляет потребителю возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить с продавцом договор купли-продажи, а также произвести предварительную оплату указанного товара. Продавцом товара в большинстве случаев торговая площадка не является. При покупке товара и в случае спора требования необходимо предъявлять непосредственно продавцу. Сделать это можно через личный кабинет агрегатора либо связавшись непосредственно с самим продавцом. Сведения о продавце содержатся в карточках товаров, а также в чеках покупок с указанием ИНН продавца/поставщика.