День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Зачем городу музей современного искусства?

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/zachem-gorodu-muzej-sovremennogo-iskusstva#sigProGalleria1e6d9f768e
joomlamodniyportal.ru

Мы привыкли считать, что музей – это собрание предметов быта или искусства, созданных нашими предшественниками. Между тем в Нижнем Новгороде уже почти четверть века существует музей современного искусства Арсенал – на сегодня единственный в Нижнем музей, задачей которого является развитие современного искусства в широком контексте современной культуры. О том, для чего Нижнему нужна такая музейно-выставочная организация, как дался Арсеналу во всех отношениях непростой 2020 год, каковы ожидания его сотрудников от 2021 года, мы поговорили с его директором Анной Марковной Гор.

– Анна Марковна, вы руководите музеем современного искусства. Почему был сделан именно такой выбор и чем современное искусство оказывается важно для всех нас?

– Я далеко не сразу стала директором музея. Сначала мы (я и мои коллеги) его придумали, потом сделали. Однако всегда считала, что современность очень важна. Ее надо чувствовать, проживать, осмысливать и вообще в ней надо находиться. Если этого нет, мы рискуем превратиться в ретроградов, брюзжащих о том, что все уже не так, как раньше. А если современность не замечать и думать только о будущеммы рискуем в этих мечтаниях утратить связь с реальностью, лишаем себя возможности действовать в настоящем. Вот почему современность для меня так важна. Поскольку я занимаюсь искусством, то важным становится современное искусство.

В какой-то момент я поняла, что каждый уважающий себя европейский город имеет некое выставочное пространство современного искусства. Там принято поддерживать современных художников, работать с авторами и зрителями и вообще вникать в современный художественный процесс, включая это искусство в городскую среду. В противном случае город даже не считается достойным инвестиций, финансовых в том числе. Это необходимая часть современной городской инфраструктуры. В каждом городе должен быть театр, концертная площадка, музей истории здешних мест, но точно так же ему необходимы и площадки для современного искусства или некие выставочные пространства для современных художников.

Осознав, что это необходимо и важно для города, мы с моей коллегой Любовью Михайловной Сапрыкиной решили, что и наш город должен проявиться на карте современного искусства. Затем мы стали планомерно выстраивать эту работу. Сперва это была небольшая общественная организация – центр современной культуры «Кариатида», потом мы стали филиалом Государственного центра современного искусства, с 2020 года – филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Арсенал – на сегодня единственный в Нижнем музей, задачей которого является развитие современного искусства в широком контексте современной культуры.

Это была последовательная и целенаправленная работа по внедрению Нижнего Новгорода в некую виртуальную карту современного искусства. Ее еще никто не нарисовал, но во многих головах она есть. Вот какую цель мы преследовали и, как мне кажется, достигли.

Сейчас Арсенал не только играет важную роль в жизни Нижнего Новгорода, но и за пределами нашего региона, в кругу людей, интересующихся современных искусством, искусствоведов и художников он тоже хорошо известен. У нашего музея прочная репутация, выставить свои работы здесь почетно.

Когда «Арсенал» стал уважаемым центром современного искусства, словно сама природа откликнулась, подарив нам целую плеяду талантливых молодых авторов. Приободрились уже работавшие в Нижнем художники, потянулись к нам авторы и кураторы, известные за рубежом, – все, кто осмысливает современные культурные процессы.

Семь лет назад мы придумали фестиваль текстов об искусстве «Вазари». Пошли от противного: у нас тогда еще не было своей искусствоведческой школы, авторов, пишущих увлекательные и значимые тексты об искусстве. И мы решили, что нам просто необходим такой фестиваль. С тех пор ежегодно мы привозим в Нижний нужных людей. Это наша фирменная уловка: они медленно раскачивали ситуацию и вдохновляли наших авторов. Постепенно и у нас появились свои интересные специалисты по современному искусству.

Что изменил в работе Арсенала такой необычный и непростой 2020 год?

Каждый уважающий себя европейский город имеет некое выставочное пространство современного искусства. Там принято поддерживать современных художников, работать с авторами и зрителями и вообще вникать в современный художественный процесс, включая это искусство в городскую среду. В противном случае город даже не считается достойным инвестиций, финансовых в том числе.

– Он, конечно, для всех выдался тяжелым. Для нас 2020-й был особенно труден, потому что помимо общих бед: пандемии, карантина – тех самых четырех месяцев, в течение которых Арсенал был закрыт для посетителей, мы переживали переходный период. Это всегда нелегко, даже если это переход в такую большую, позитивную и интересную организацию, как Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Но мы это все благополучно пережили, став филиалом ГМИИ, и теперь можем чувствовать себя в нашей совместной работе с Пушкинским музеем более уверенно.

В 2020-м мы открыли для себя еще и совершенно новую аудиторию. Прошлой весной, оказавшись практически в условиях военного времени, развернули активную онлайн-жизнь и осваивали этот совершенно другой вид коммуникации с нашими посетителями.

В 2020-м мы открыли для себя еще и совершенно новую аудиторию. В предыдущие годы, при всей нашей кипучей творческой деятельности, мы хоть и делали что-то в интернете, но не слишком продуктивно. А прошлой весной, оказавшись практически в условиях военного времени, развернули активную онлайн-жизнь и осваивали этот совершенно другой вид коммуникации с нашими посетителями. Наш сайт arsenal-museum.art стал важной площадкой, на которой были реализованы несколько проектов, собравших большое количество зрителей и участников. Пожалуй, в обычной жизни такой посещаемости и такого географического охвата мы не увидели бы никогда.

Новым опытом для нас стало проведение в Нижнем Новгороде онлайн-гастролей форума-фестиваля «Особый взгляд», в рамках которого состоялся спектакль «Одиссея 2К19» при участии детей из детских домов, мастер-класс «Знакомство с кинотанцем» и лекция об основах социокультурного проектирования. Спектакль сопровождался профессиональным тифлокомментарием для слабовидящих и незрячих людей — инклюзивное направление остается одним из приоритетных в работе нашего музея.

Арсенал говорит со своим зрителем на разных языках, главным из которых остается язык искусства. Международной премьерой стал видеоперформанс «Oratorium SARXSOMA» нижегородской арт-группы «Провмыза». Его премьера состоялась в день рождения Арсенала, в тот же день он был показан в рамках проекта «100 способов прожить минуту» направления Пушкинский XXI.

Как изменилось число посетителей Арсенала в прошлом году?

– Конечно, с началом пандемии посещаемость у нас упала, как и у всех музеев мира. Если в 2019 году мы приняли 289 тысяч человек, то в 2020 к нам «вживую» пришли 76 тысяч посетителей. В условиях пандемии это очень хорошая цифра.

Нашими главными выставками в 2020 году стали восемь экспозиций восьми лауреатов премии «Инновация». Персональные выставки этих художников посмотрели почти 300 тысяч человек.

По-прежнему популярными остаются «бесплатные среды» – это наша «фишка». В такие дни свободного посещения в 2020 году к нам пришли 26 тысяч человек, а всего за два года, которые у нас существует эта практика, – более 140 тысяч. Это наши лучшие зрители. Если один раз в музей можно прийти, купив билет (он у нас не самый дорогой), то посетить одну и ту же выставку раз пять, привести на нее своих друзей и родственников, вместе с ними думать и рассуждать об экспонатах – это уже говорит о серьезном и вдумчивом отношении к искусству.

– Приближается празднование 800-летия Нижнего Новгорода. Мы уверены, что Арсенал не останется в стороне и организует целый ряд культурных событий, посвященных этой дате. Как бы вы определили место Арсенала в контексте будущего празднования?

Анна Гор: «Всегда считала, что современность очень важна. Ее надо чувствовать, проживать, осмысливать и вообще в ней надо находиться. Если этого нет, мы рискуем превратиться в ретроградов, брюзжащих о том, что все уже не так, как раньше».

— Наше место здесь определяется тем, что люди, которые занимаются подготовкой юбилейных мероприятий, очень часто меня и моих коллег приглашают как экспертов, чтобы спросить совета. Я считаю, что это очень здорово, и делаю вывод, что мы в какой-то мере на репутацию города тоже работаем. Конечно, мы готовим свой план мероприятий, связанных с 800-летием Нижнего Новгорода, и при этом мы не сможем обойти молчанием тему современного искусства. Нам очень важно, чтобы оно было представлено в широких гуманитарных контекстах.

Нашими главными выставками в 2020 году стали восемь экспозиций восьми лауреатов премии «Инновация». Персональные выставки этих художников посмотрели почти 300 тысяч человек.

Справка:

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В коллекции насчитывается около 700 тысяч произведений

разных исторических эпох — от Древнего Египта и Античности до начала XXI века. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлена одна из самых известных в мире коллекций импрессионизма и постимпрессионизма из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.

В 2020 году по инициативе Министерства культуры РФ в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге и Томске.

Сайт музея: pushkinmuseum.art

Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГЦСИ Нижний Новгород — Арсенал) — одна из ведущих региональных институций, специализирующихся на современном искусстве. Располагается в здании Арсенала в Нижегородском кремле. С 1997 года реализует многочисленные выставочные и мультидисциплинарные проекты, а также просветительские, детские и инклюзивные программы. С 2020 года — Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина.

О том, какие проекты готовят сотрудники Арсенала к 800-летию Нижнего Новгорода, расскажем в следующем выпуске.

Беседовала Ольга Маркичева

Фото из архива Анны Гор и Волго-Вятского филиала ГМИИ имени А. С.  

  • 010 (1632) 10.02.2021

Дата публикации

« Май 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Свежий номер

Свежий номер

032 (1654) 28.04.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru