День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Вдовий пароход» в театре драмы

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/vdovij-parokhod-v-teatre-dramy#sigProGalleriaa1fe63a874
joomlamodniyportal.ru

В Нижегородском театре драмы им. Горького состоялся премьерный показ спектакля «Вдовий пароход» по одноименной повести И. Грековой. Постановка приурочена к 80-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Дрейфуя по волнам памяти

Директор драмтеатра Борис Кайнов замечает, что, как правило, спектакли к юбилейным датам живут недолго.

Нам же хотелось, чтобы спектакль «Вдовий пароход» увидело как можно больше зрителей, поэтому мы поставили его немного раньше, – подчеркнул руководитель. – Это спектакль-память и слово благодарности старшему поколению, людям, пережившим войну, всем тем, кого уже нет рядом с нами.

…Неторопливо бежит река времени. Неспешно движется по ней «вдовий пароход». Спектакль – это «маршрут с остановками в двух действиях». Пункт отправления – 1943-й, середина Великой Отечественной войны, пункт прибытия – начало 1960-х.

Режиссер-постановщик Николай Дручек отмечает, что пьеса ставилась много раз в театрах страны, но даже в 1989 году материал осовременивали.

Мы же не стали переносить события в наши дни, поскольку пьеса настолько хороша, что стала уже классической.

И. Грекова – литературный псевдоним писательницы, а также математика, автора учебников, доктора технических наук Елены Сергеевны Вентцель. Так что «И.» в псевдониме – это даже не Ирина или Инна, а первая буква в слове игрек, от которого и получилась фамилия «Игрекова». Писательница родилась в начале ХХ века, получила прекрасное образование, пережила все исторические катаклизмы ХХ века, поэтому прозу автора отличает глубокий психологизм и пронзительная проникновенность. Из книг И. Грековой больше других известна повесть «Хозяйка гостиницы», по мотивам которой мэтр российского кинематографа Станислав Говорухин снял фильм «Благословите женщину» со Светланой Ходченковой и Александром Балуевым в главных ролях.

О войне без сражений

Героини спектакля – пятеро женщин, проживающих в одной коммунальной квартире. Все они когда-то потеряли любимого человека и называют свою коммуналку «вдовьим пароходом».

Начало спектакля словно из театра абсурда. Перед зрителями разворачивается картина, от которой веет тоской и безысходностью: на сцене несколько дверей ядовито-синего цвета, широкий стол, плита, рукомойник. Четыре женщины и мужчина расставляют молча тарелки, стаканы. Садятся за стол, наливают, выпивают, закусывают. Ни слова не говоря, снова наливают, выпивают, закусывают. Но вот одна из женщин встает:

– Наверное, надо что-то сказать, помянуть добрым словом Анфису. Ведь мы жили дружно вместе много лет.

– Дружно? – возражает мужчина. И начинается перепалка. Каждая из женщин пытается что-то возразить, вставить свое слово. Страсти быстро утихают, и поминки превращаются в вечер воспоминаний, своего рода психологический тренинг, где каждая из героинь вспоминает важные события прошлого, пытается осмыслить и понять их по-своему – может, где-то оправдать себя или в чем-то покаяться, снять с себя тяжесть греха.

«То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны…»

В спектакле много музыки, звучат песни 1930-х годов и военных лет, популярные танцевальные мелодии того времени. Все это делает постановку нескучной и не рвущей душу. Особенно трогательны лирические сцены, когда героини спектакля вспоминают о своей любви, о детях, о маленьких радостях послевоенного времени: появился в квартире мужчина, пришел военный товарищ с гостинцами, новый сосед починил радиоточку. И сразу праздник в доме. Кто-то достает припасенную на черный день бутылку, на плите булькает кастрюлька с картошкой…

Действие, как пароход, набирает обороты неторопливо, дает возможность зрителям подумать, погрузиться в личные воспоминания. На самом деле, спектакль хорош, когда он находит отклик в душе зрителя, когда можешь узнать себя том или ином герое. Поколению 60–70-х, не знавшему войны, наверное, будет ближе всего судьба Вадима, сына Анфисы. Война легла на плечи родителей этого поколения тяжким бременем, поэтому они старались своих детей всячески огородить от всех проблем. А еще постоянно напоминали, как трудно им было в детстве. В спектакле все вдовы коммунальной квартиры окружили Вадима, единственного ребенка в доме, безграничной любовью и вниманием. В итоге мальчик вырос эгоистом. А его попытка сбежать от тотального контроля на целину стала причиной инсульта Анфисы. Вадим на самом деле не злодей, самоотверженно ухаживает за матерью, когда ее разбил паралич, доказывает всем, что он любит мать по-настоящему.

Спектакль сделан безукоризненно. Угадывалась работа высокопрофессиональной команды постановщиков. Каждый актер знал, что он делает на сцене, и сумел передать характер своего персонажа очень точно.

Отлично продумана сценография. Так как пароход, пусть даже и условный, предполагает движение, сцена тоже периодически вращалась, поворачиваясь к зрителям то одной стороной, то другой. Перед нами открывался то общий коридор коммунальной квартиры, то одна из ее комнат, а в конце – еще одна грань условного пространства – руины и обелиски – символы народной памяти и вечной славы героям, павшим на полях сражений.

Елена Анисимова

Фото Валерии Авдеевой

  • 094 (2071) 23.10.2024

Дата публикации

« Январь 2025 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

002 (2098) 15.01.2025

Партнеры


 gosu  

© 2025  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru