10 ноября в Нижегородском ТЮЗе состоялся премьерный показ спектакля «Воспитанница» по пьесе Александра Островского, приуроченный к 100-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Бориса Наравцевича. Спектакль поставила дочь Бориса Абрамовича – заслуженная артистка РФ режиссер Елена Фирстова.
Эпоха вопросов про «лишний билетик»
В день премьеры в Театре юного зрителя – праздничная атмосфера. Цветы, гирлянды, улыбки. В фойе – фотовыставка, посвященная Борису Абрамовичу. На экранах демонстрируют фрагменты репетиций знаменитого режиссера, отрывки из спектаклей, интервью театральных людей, знавших и любивших постановки Наравцевича.
Борис Наравцевич был главным режиссером ТЮЗа с 1970 по 1986 год. Поставил пьесу «Воспитанница» в 1973 году. Новая постановка не повторяет прежний спектакль. Во-первых, по словам Елены Фирстовой, в начале 1970-х она сама была маленькой и точно не помнит, как трактовал пьесу отец. А во-вторых, Елена Борисовна и не ставила задачу воссоздать предыдущую постановку, а хотела поставить спектакль-воспоминание об «эпохе Наравцевича». Дочери хотелось передать на сцене атмосферу праздника, которая царила в ТЮЗе, когда шли показы спектаклей ее знаменитого отца.
Как отмечали гости торжества на открытии фотовыставки, режиссер Наравцевич «буквально ворвался в театральное пространство города Горького и создал необыкновенно живой, пульсирующий яркими, праздничными красками театр». Спектакли главного режиссера имели огромный резонанс. Их бурно обсуждали, у входа в ТЮЗ перед каждым спектаклем спрашивали «лишний билетик». За годы работы в театре под руководством Бориса Наравцевича было поставлено сто спектаклей, из которых он лично поставил более двадцати. Особенно любил режиссер Чехова и Шекспира.
Немного Шекспира
Елена Фирстова ввела в ткань новой постановки отрывок из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», напомнив еще об одном нашумевшем спектакле, поставленном Наравцевичем в 1981 году. Казалось бы, как можно соединить таких разных авторов – Островского и Шекспира? На самом деле как Островскому, так и Шекспиру была очень близка тема любви к театру и к актерам. В пьесах российского и английского драматургов немало сцен, посвященных служителям Мельпомены – живущим в иллюзорном мире театра, не желающим принимать скучной, обыденной жизни.
Борис Абрамович любил артистов, с которыми работал. Понимал их психологию, ценил их умение заряжаться творческой атмосферой. В спектакле «Сон в летнюю ночь» особенно яркими оказались сцены, где Шекспир вывел на передний план актеров-любителей: плотника, столяра, ткача, медника, портного. Зритель смеялся над их наивной увлеченностью, любительским переигрыванием и в то же время полностью разделял их беззаветную любовь к театру.
Театр всегда спасет
– Борис Наравцевич считал, что финал спектакля должен внушать оптимизм, даже если разыгрывается трагическая ситуация, – сообщила нашей газете Елена Фирстова. – В пьесе Островского властная помещица Уланбекова выдает свою воспитанницу Наденьку за горького пьяницу, своего крестника Неглигентова. В нашем спектакле Наденька поступает в труппу бродячих комедиантов. У Александра Островского в пьесе «Лес» актер Несчастливцев развивает такую мысль: «Как бы ни было плохо, театр всегда тебя спасет». Так и в нашем спектакле: странствующие актеры дают обнадеживающий выход для главной героини. Кроме того, своим присутствием в спектакле они раскрывают тему актерского благородства и актерского братства.
Актеры – молодые, зрители – тоже
Пьеса «Воспитанница» современна и в наши дни. Во все времена находились властные, деспотичные люди, считающие свое мнение единственно верным. Уверенная в своем праве устраивать чужие жизни помещица Уланбекова искренне считает себя благодетельницей. В ее доме живет воспитанница, юная Надя, мечтающая о достойном женихе, но хозяйка собирается выдать ее замуж за глупого пропойцу Неглигентова. Надю воспитывали как благородную барышню, и она считала, что сможет составить достойную партию порядочному человеку. Узнав о решении благодетельницы, Надя назло хозяйке встречается с ее сыном Леонидом. Вспыхивает любовь. Уланбекова узнает об интрижке и в ярости гонит Надежду со двора (у Островского – выдает замуж за Неглигентова).
Елена Фирстова привнесла немало интересных решений в сценическое действие. У Островского Уланбекова – пожилая, высокая, худая женщина. В спектакле Фирстовой это помещица средних лет, статная, интересная, которая еще может нравиться и даже, по-видимому, сама влюблена в своего приказчика Федора. В постановке участвуют многочисленные служанки, содержанки, воспитанницы – молодые красивые девушки, которые танцуют, поют, смеются, мечтают о любви, что наполняет спектакль молодостью, жизнью, радостью. В постановке звучит музыка Э. Б. Фертельмейстера, с которым в свое время также тесно сотрудничал Наравцевич.
Главную роль в спектакле исполняет молодая актриса, недавно окончившая театральное училище, Евгения Мойсеева – необычайно талантливая девушка. Ей под стать Леонид, которого играет начинающий, но очень талантливый актер Никита Зимин. Ребята ярко заявили о себе в спектакле по русской классике, что станет, безусловно, удачным началом их театральной карьеры. Молодежь вышла на сцену вместе со старшим поколением актеров, а это значит, что дух «театра-праздника» будет жить!
Елена Анисимова
Фото ТЮЗа