День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

НГХМ: пространство третьего этажа

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/ngkhm-prostranstvo-tretego-etazha#sigProGalleria4608b14b8e
joomlamodniyportal.ru

В Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) открылась обновленная постоянная экспозиция русского искусства рубежа XIX–XX веков. Рассказываем, что изменилось в художественном пространстве бывшего дома губернатора в Нижегородском кремле.

Возможность иного построения

Рубеж веков в русском искусстве часто определяют не научными, а литературными терминами: «Серебряный век» или «русский культурный Ренессанс». Впервые в истории Нижегородского художественного музея искусству Серебряного века отведено самостоятельное пространство на третьем этаже кремлевского здания. Отсюда и новая концепция показа этого раздела постоянной экспозиции.

– Само по себе музейное пространство оказывает большое воздействие на принципы экспонирования, – говорит ученый секретарь НГХМ Ирина Миронова.

В новых помещениях появилась возможность иного логического построения материала, более четкого тематического зонирования пространства, выделения стилистических или монографических блоков экспозиции (залы Левитана, Серова, художников объединения «Мир искусства», русского импрессионизма и др.). Переходя из зала в зал, зрители смогут познакомиться с произведениями самых известных мастеров. Это целый ряд блистательный имен: И. И. Левитан, В. А. Серов, А. Н. Бенуа, В. Э. Борисов-Мусатов, К. А. Сомов, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, М. В. Нестеров, Е. А. Лансере, З. Е. Серебрякова, К. А. Коровин, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, С. А. Сорин, М. В. Якунчикова, Б. М. Кустодиев, А. Е. Архипов, Ф. А. Малявин, К. С. Петров-Водкин, С. Т. Коненков, П. П. Трубецкой и многие другие. Всего в состав экспозиции вошло более 80 произведений.

– Часть картин, которые мы сейчас показываем, находились либо в фондах, либо выставлялись на периодических выставках. Речь идет о выставках, которые проводились несколько лет назад. Например, работы Исаака Бродского, Александра Серебрякова, Савелия Сорина, Петра Петровичева, – говорит Ирина Миронова.

Левитан как предтеча символизма

Ранее работы авангардистов начал XX века и соцреалистов висели вместе в здании дома губернатора. С передачей на баланс художественного музея здания выставочного зала на площади Минина часть площадей в третьем корпусе Кремля освободилось. В итоге и родилось новое пространственное решение – художников конца XIX – начала XX века отделили от передвижников, которые остались на втором этаже. На третий этаж «уехал» даже Исаак Левитан, который в советском искусствоведении традиционно причислялся к передвижникам – Илье Репину, Василию Сурикову, Ивану Шишкину и другим реалистам. «Левитан – это такой мостик, переход от XIX века в XX век», – считает Ирина Миронова. Ряд искусствоведов полазают¸ что Левитан остановился на пороге символизма и даже импрессионизма. Поэтому работы этого художника и висят сейчас отдельно от передвижников. Впервые в истории музея искусству Серебряного века выделен целый этаж. В чем отличие? Залы более камерные (высота потолков, например, не четыре, как на втором этаже, а только три метра). «Пространства диктуют новое размещение и развеску картин», – считает Ирина Миронова.

Новая развеска подразумевает, что большинство картин висят в один ряд, на уровне глаз, а не в два и не в три, как раньше. Зрителю так удобнее. А то, бывало, приходили смотреть картины… с биноклем. Да, да, висит маленькая картина где-то высоко над потолком, а посетитель, допустим, желает рассмотреть детали. Кстати, в нижегородском музее большинство картин стекол на рамах не имеют. «Мы закрываем картины под стекла, если только они требуют особых условий сохранности, например начинают осыпаться. Некоторые работы, честно говоря, хочется открыть, потому что живопись нужно смотреть живьем. Стекло, к сожалению, бликует», – отвечает на вопрос газеты «День города» Ирина Миронова.

Серов, Рерих, «мирискусники»

Законный повод для гордости музейщиков – серовский зал. Раньше Серов и Левитан висели вместе. Теперь у каждого персональный зал. «Серовскими работами мы по праву гордимся. Они у нас часто бывают на выставках», – говорит Ирина Владимировна. Несколько лет назад в Третьяковской галерее состоялась триумфальная выставка картин Валентина Серова. Люди стояли в огромной очереди в мороз, чтобы попасть на выставку, которую в итоге посетили более 4 миллионов человек. На той московской выставке экспонировалось два портрета Серова из собрания НГХМ.

…Произведения художников объединения «Мир искусства» (Константин Сомов, Виктор Борисов-Мусатов, Евгений Лансере) лишены социальности. Серебряный век в чистом виде. В следующем зале – Зинаида Серебрякова. Один из шедевров Серебряковой – картина «Кормилица с ребенком» 1912 года. Другая работа – картина «Крестьянка с квасником». Изначально полотно было частью другого, более масштабного – «Жатва». Однако автор разрезала картину на несколько частей. В соседнем зеле – серия живописных работ Николая Рериха, тоже «мирискусника». В зрелый период творчества главной темой Николая Рериха стал Восток – природа, люди, история и легенды. В 1925 году Рерих вместе с женой и детьми отправляется в центральноазиатскую экспедицию, которая длилась несколько лет. Во время экспедиции написана серия «Майтрейя», часть работ которой представлена в нижегородской экспозиции. В зале Рериха висят также две картины известного отечественного реставратора Игоря Грабаря. Одну из работ Ирина Миронова назвала первой (по времени) картиной русского импрессионизма. Здесь же располагается одна из работ Михаила Нестерова – «Два лада». Эту картину музею подарил Максим Горький.

Коровин, Кустодиев, люминисты

В следующем зале представлены работы Союза русских художников, основанного в 1902 году. «Союз русских художников ассоциируется с русским импрессионизмом. Причем импрессионизмом московским. «Мирискусники» – питерцы. Это петербургская культура. А здесь – московская. Свое, но другое. Живописное, мягкое, эмоциональное. С тонким чувством света», – говорит Ирина Владимировна. Отец русского импрессионизма Константин Коровин теперь представлен в НГХМ более выигрышно, с развеской картин в один ряд. Вместе с камерными работами в зале Коровина можно увидеть большое полотно «Осень». Это одна из ранних работа Коровина, написанная под влиянием своего учителя – Василия Поленова. Поленов хотел, чтобы его ученики писали большие по размеру картины. Как учили передвижники, «как завещал великий Стасов». Так родилась «Осень». Один из шедевров Коровина – небольшая картина «Элегия».

Следующий большой зал планируется практически полностью посвятить творчеству Бориса Кустодиева. Несколько работ Кустодиева (в том числе знаменитая «Русская Венера») в настоящее время путешествуют по выставкам в разных городах и странах. Пока же в кустодиевском зале экспонируются работы известного живописца Константина Юона и других художников. Известно, что Юон ездил в наш город за вдохновением. В результате сегодня в музее висят картины художника «Закат на Волге. Нижний Новгород» и «Нижний Новгород».

Последний зал экспозиции третьего этажа отдан художникам так называемого люминизма. Так это художественное направление принято называть в Европе. В России приверженцев люминизма еще называют куинджистами в честь выдающегося пейзажиста Архипа Куинджи. В частности, это художники Константин Богаевский и Аркадий Рылов. Здесь же висит картина известного живописца Кузьмы Петрова-Водкина с изображением Новгородского кремля. Еще один «модный» сегодня художник – Николай Фешин. В НГХМ находится портрет художника Евлампиева работы Фешина, переданный музею дочерью художника Евлампиева. Помимо этой работы, в запасниках музея имеются рисунки, приписываемые Фешину. Но не все так просто. «Путем долгих сопоставлений и исследований мы все-таки решили, что это подделки под Фешина»,– говорит Ирина Миронова. Для экспертизы, кстати говоря, привлекли маститых столичных ученых из Центра реставрационного искусства имени Грабаря и Третьяковской галереи. С другой стороны, если работы того ли иного автора подделывают, это один из явных признаков большого художника. Художественных работа подлинно больших мастеров, которых ценят не только в России, но и во всем мире, в обновленной экспозиции НГХМ сегодня немало.

Справка

Нижегородский художественный музей в настоящее время географически находится в трех локациях. Наиболее представительный раздел музейного собрания НГХМ – коллекция русского искусства – вот уже несколько десятилетий располагается в доме губернатора в Нижегородском кремле. Здесь представлены практически все виды изобразительного творчества и все периоды развития национальной культуры, начиная от древнерусских памятников XIV–XV веков до конца XIX столетия. В особняке Сироткина на Верхневолжской набережной, 3 находится коллекция зарубежного искусства. Работы западноевропейских мастеров охватывают период с XVII по XIX век. Здание по адресу: площадь Минина и Пожарского, 2/2, где с 1974 года располагался выставочный зал. отдано под коллекцию искусства XX века. Предполагается, что основу экспозиции, которая находится в стадии формирования, составят работы художников русского авангарда (Казимир Малевич, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и другие), а также искусство социалистического реализма.

Сергей Анисимов

Фото Алексея Манянина 

  • 009 (1742) 02.02.2022

Дата публикации

« Июль 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

059 (1792) 06.07.2022

Партнеры


 gosu

© 2022  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru