День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Неистово-малиновое чудо»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/neistovo-malinovoe-chudo#sigProGalleriaa4fc08af52
joomlamodniyportal.ru

В здании НГХМ | Русское искусство в Нижегородском кремле открылась выставка «Неистово-малиновое чудо». На суд зрителя представлены изделия одного из знаменитых нижегородских промыслов – полхов-майданской росписи по дереву. Выставка дала старт череде мероприятий в Нижнем Новгороде в рамках года культурного наследия народов России.

Справка

Полхов-майданская роспись – русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла – матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки – щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Яркие и нарядные

Громко и уверенно заявили о себе народные умельцы из села Полховский Майдан Вознесенского района. Словно цветочная поляна расцвела поутру, словно яркие всполохи озарили все вокруг. И полился малиновый свет на заре. Настоящий праздник солнечного света и буйства красок, предчувствия лета и тепла – так можно характеризовать выставку «Неистово-малиновое чудо». В открытии экспозиции принимали участие многочисленные гости – руководители разного уровня, депутаты, студенты, ценители народных ремесел. Презентуя творчество своих земляков, глава местного самоуправления Вознесенского района Иван Александрович Мартынов сказал: «Я рад представить Вознесенский район в Нижегородском художественном музее и нашу жемчужину – полхов-майданскую роспись. Я уверен, что у этого народного промысла (а он включает в себя и токарное мастерство, и роспись по дереву) есть будущее. Сегодня промысел по изготовлению полхов-майданской матрешки жив, и благодаря умению наших мастеров, развивается. В Вознесенском районе чтят традиции, историю края, культурное наследие наших предков. Говорят, что нельзя увидеть душу человека, но здесь, на выставке, мы можем почувствовать душу Вознесенского района, душу его жителей. Наша жизнь в этих красках. Мы такие, какие представлены здесь, – яркие, нарядные, веселые, интересные. В этом искусстве – душа нашего народа». Полхов-майданская роспись – самый молодой промысел в Нижегородской области, но хорошо известен как в России, так и за рубежом. Яркие расписные деревянные изделия: каталки, балалайки, грибки, матрешки, копилки, яйца, свистульки и, конечно, матрешки, с удовольствием покупают на память зарубежные гости. Местные токарные расписные изделия экспонируются в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Российском этнографическом музее.

Самые веселые

На выставке «Неистово-малиновое чудо» представлены авторские работы художников Вознесенского района, районного Центра ремесел, изделия мастеров, выполненные в стилистике полхов-майданской росписи, а также экспонаты из фондов Нижегородского государственного художественного музея. «Сегодня мы открываем уникальную выставку, на которой представлен один из трех знаменитых промыслов росписи по дереву Нижегородской земли – полхов-майданская роспись. Это одна из самых веселых, самых искренних и самых щедрых проявлений народной души, народной культуры, народной традиции, – сказала на открытии выставки заведующая отделом отечественного искусства НГХМ Ирина Маршева. Генеральный директор историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов отметил, что «нашей Нижегородской области крайне повезло, потому что, если посмотреть на север области, то мы увидим солнечную хохлому, посмотрим на запад – там играет всеми красками городецкая роспись, а посмотрим на юг – увидим цветок шиповника, услышим неистово-малиновый звон. Полхов-майданский промысел не исчезает, несмотря ни на что, как не может иссякнуть желание народа творить». В открытии выставки принимал участие фольклорный ансамбль «Суморяночка», бережно хранящий традиции народного хорового пения. Его костюмы с преобладанием праздничных малиновых тонов прекрасно вписались в общую цветовую гамму выставки. Кроме росписи по дереву зрителей ожидали две коллекции народного костюма, который бытует в Вознесенском районе. После торжественного открытия экспозиции все желающие могли принять участие в мастер-классе по росписи игрушек и посуды.

Цветок шиповника

Для первых посетителей выставки – экскурсия, на которой рассказали об истории полхов-майданской росписи, ее особенностях. По словам экскурсовода, полхов-майданскую роспись отличает, во-первых, сюжет, где преобладают пейзажи деревенской жизни. А во-вторых, в орнаменте всегда присутствует цветок шиповника. Полхов-майданскую матрешку не спутаешь ни с какой другой, она выделяется среди всех известных яркостью наряда и колоритом красок. В центре рисунка – дикая роза. Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы. И обязательно венчает и умиротворяет рисунок красная заря.

Цвета – яркие, нарядные, праздничные. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту природы, саму радость жить и творить. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.

Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди творили. Так появляется на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета. Отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют («наводят») контур будущего узора и расписывают красками. Яркость росписи достигается с помощью техники «лессировок» (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зеленый, желтый – синий и т. д.). Самая большая, 90-местная, матрешка хранится в Вознесенском историко-краеведческом музее, там же – самая маленькая, с рисовое зернышко. То, что мастера – люди с чувством юмора, можно судить по представленным на выставке работам. Например, в числе экспонатов – матрешка в маске и перчатках, сатира на злобу дня.

История промысла

До сих пор в Полховском Майдане помнят легенду о том, как в стародавние времена у Степана Разина сражалась наравне с мужчинами Алена, бывшая крестьянка из Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полхов-майданских кустарей. Под Темниковом, что близ Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукова сожгли на костре. На месте, где погибла крестьянская атаманша, выросла и расцвела алая роза. Эту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла роспись в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров обычно делят на два типа. Первый – это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца. Второй – традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары и коробочки). Их прозвали «тарарушками», что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы. Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки, а женщины расписывали готовые изделия. Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались, не было. Точно известно, что в 1916 году крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.В 1928–1930 годах в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система, и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» – цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» – рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием «под масло» – роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» – простейшая кистевая роспись мазками или точками. В 1960 году артель преобразуется в Полхов-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полхов-Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Сегодня промысел живет в основном за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.

Елена Анисимова

Фото автора и Алексея Манянина

  • 023 (1756) 23.03.2022

Дата публикации

« Июль 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

059 (1792) 06.07.2022

Партнеры


 gosu

© 2022  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru