День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Надежда Ламанова: «Гений в юбке»

В НГХМ / «Искусство ХХ века» (пл. Минина и Пожарского, 2/2) до 29 мая будет работать художественная выставка, посвященная 160-летию со дня рождения первой в России женщины-модельера, уроженки Нижегородской губернии Надежде Петровне Ламановой.

«Магия моды»

Открытие выставки в Нижнем Новгороде стало возможным благодаря просветительской деятельности столичного фонда «Магия моды». Президент фонда Наталья Козлова много лет проработала в Останкино. В начале 90-х годов она стала вести телевизионные передачи о моде. Была знакома и дружила со многими итальянскими и французскими кутюрье. По завершении карьеры на телевидении Наталья Козлова издала книгу, посвященную русскому костюму и влиянию русского стиля на мировую моду, и создала проект «Магия моды». Шесть лет назад Наталья Козлова предложила известным российским модельерам принять участие в организации выставки, посвященной 155-летию со дня рождения законодательницы российской моды Надежды Ламановой. Идею поддержали, выставка имела успех. К очередному юбилею Ламановой проект представили в Нижнем Новгороде. В создании экспозиции приняли участие сотрудники Нижегородского государственного художественного музея, Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника и столичного музея МХАТа.

На выставке представлено более сотни костюмов конца XIX – начала XX века: от простых, народных до праздничных и театральных. В них целая эпоха, труд многих и многих людей. В частности, можно увидеть театральные костюмы, которые предоставил МХАТ – одиннадцать превосходных нарядов, которые использовались в спектакле 1937 года «Анна Каренина». В Нижнем Новгороде выставляется одежда, которую воссоздали российские модельеры по картинам и фотографиям. К сожалению, наряды Надежды Ламановой, сшитые для царской семьи, практически полностью утрачены во время Октябрьской революции.

Один из залов музея посвящен Нижегородской губернии, где прошло детство будущего великого модельера: село Шутилово, города Ардатов и Балахна. Следующий зал – учеба Надежды Ламановой в Мариинской гимназии в губернской столице в 80-е годы позапрошлого века. Можно увидеть традиционные костюмы нижегородского Поволжья – более 70 предметов из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ). Среди них – поневный комплекс южных районов, «дивная обряда» села Чернуха, головные уборы, золотное шитье, кружево, в том числе из коллекции знаменитого нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина.

В рамках выставки демонстрируются отрывки из фильмов, в создании которых Ламанова принимала участие, историческая хроника, фото шедевров из ведущих музеев страны.На открытии выставки директор НГИАМЗ Юрий Филиппов отметил связь гения Ламановой с ее историческими корнями. По мнению Филиппова, Надежде Петровне повезло, что она родилась в Лукояновском уезде Нижегородской области, где рукодельницы создавали яркие народные костюмы. «Конечно, такие, как Ламанова, рождаются раз в сто-двести лет, – сказал Юрий Филиппов. – То, что Ламанова находила вдохновение в народном творчестве своей малой родины, не оставляет никакого сомнения».

«Надежда Ламанова – главная героиня русской моды, творец и флагман для художников России, пример для подражания. Мы можем гордиться великой художницей, рожденной в Нижегородской области», – сказал на открытии экспозиции генеральный директор художественного музея Роман Жукарин.

Тернистый путь из глубинки

Биография Надежды Ламановой – яркий пример того, как природный дар и исключительное трудолюбие позволяют достичь в жизни многого. Это история Золушки из нижегородской глубинки, девушки из небогатой дворянской семьи, сумевшей завоевать уважение царской семьи и получить почетный титул «Поставщицы Ея Императорского Величества». Родилась Надежда Петровна Ламанова 14 декабря 1861 году в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Тогда среди интеллигенции были широко распространены идеи народничества, популярны «хождения в народ». Это будоражило умы молодежи. В семье было пятеро детей, все девочки, Надежда – старшая. В небогатой дворянской семье Ламановых поощрялся ручной труд, дочерей с малых лет обучали рукоделию. Мать будущего модельера была на 20 лет моложе отца. И хотя семья жила и небогато, молодая красивая женщина любила наряжаться, посещать балы. Все это способствовало развитию художественного вкуса, самобытного таланта Надежды Ламановой.

В Нижнем Новгороде Надежда окончила Мариинскую гимназию и стала преподавать географию. Позже, вдохновившись идеями Чернышевского, приняла решение двигаться по жизни самостоятельно и переехать в Москву. Окончила московскую школу кройки, поступила в ателье к известной в ту пору портнихе Татьяне Войткевич. Надежде Ламановой было немного за 20, когда умирают друг за другом ее родители. Малолетние сестры остаются на ее попечении. К этому времени изделия Ламановой становятся необычайно популярны у московских модниц. Надежда Петровна открывает собственное ателье в Москве. Индивидуальный подход и умение Ламановой создавать платье на любую фигуру привлекает в ее мастерскую знатных состоятельных особ. Всего за четыре года штат мастериц ателье Ламановой увеличился с 11 до 38. В начале 1890-х годов Надежда выходит замуж за отставного поручика Андруцкого. Но счастье было недолгим, вскоре Надежда Петровна овдовела. Друг семьи Герман Леман написал в своих воспоминаниях: «Любимый умер у нее на руках». Однако трагедия ее не сломила. Возможно, даже наоборот, она с головой ушла в работу, чтобы заглушить сердечную боль. И добилась признания в высшем свете. В этом контексте вспоминается другая известная модельер – Коко Шанель, которая после потери любимого человека надела маленькое черное платье и с головой погрузилась в работу, а ее девизом стали слова: «Никогда не опускай руки, ведь все в твоих руках».

Царица дореволюционной моды

В 1898 году Надежде Петровне было присвоено звание «Поставщик Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», сестры императрицы, жены московского градоначальника. А в 1904 году Ламанова удостоилась чести носить еще более почетное звание – «Поставщик Ея Императорского Величества».

Надежда Петровна активно участвовала в различных благотворительных мероприятиях. В частности, открыла при мастерской в доме Адельгейма бесплатную школу для девочек, где помимо обучения кройке и шитью воспитанницы могли получить знания по основным общеобразовательным предметам. В 1898 году Ламанова второй раз вышла замуж за юриста Андрея Павловича Каютова. Надежда Петровна несколько раз в сезон ездила в Париж, чтобы быть в курсе всех модных новинок. Ее дом в Москве стал настоящим клубом для самых великолепных дам того времени. Ламанова создавала образы для таких женщин той эпохи, как княгини Елизавета Федоровна и Мария Павловна, актрисы Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная, Евфимия Носова. Многие портреты дам, созданные художником Валентином Серовым, написаны в платьях «от Ламановой». Эти картины тоже можно увидеть на выставке «Гений в юбке и ее эпоха».

Ламанова и большевики

После революции 1917 года Ламанова решила остаться на Родине. Даже несмотря на то, что ее ателье новые власти ликвидировали. Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Ламанова жила в небольшой комнате в доме по Еропкинскому переулку в Москве. Так для бывшего поставщика императрицы началась новая жизнь и новый этап творчества. В 1918 году Надежда Петровна вступила в организацию РАБИС («Работники искусства»). «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, – говорила в те годы Надежда Петровна. – Сделать одежду целесообразной и красивой – значит сделать жизнь вовсе не отдельных привилегированных людей, а жизнь широких слоев населения тоже более удобной и красивой. Об этом я думала с ранних лет». В 1919 году ее вместе с мужем заключают под стражу. Два месяца модельер находится в Бутырке. Ламанову спасет гражданская жена Максима Горького – актриса Мария Андреева, ее давняя клиентка.

В 1919 году Надежда Ламанова начала работать при отделе промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки, возглавила учебно-производственную мастерскую современного костюма и одновременно работала инструктором по художественному моделированию при секции «Игла». С 1922 года Ламанова – член Академии художественных наук. В это время Надежда Петровна разрабатывает многочисленные модели повседневной одежды. Одновременно занимается проектированием платья по идеям народного костюма, работает в стиле конструктивизма, экспериментирует с дешевыми тканями: солдатским сукном, домотаным полотном, бумазеей. В 1925 году Надежда Ламанова и Вера Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», где представлены модели, которые без труда могла бы сшить себе любая женщина Страны Советов. Кроме этого, Ламанова создает коллекции для международных выставок в Париже (1925), Лейпциге (1930) и Нью-Йорке (1928–1929). Мир узнает, что в России существует самобытная мода. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор.

40 лет с МХАТом

В 1901 году Константин Станиславский пригласил Надежду Петровну в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям «В мечтах» и «Вишневый сад». Сотрудничество МХАТа с Ламановой продлится сорок лет. Надежда Петровна выполняла костюмы к спектаклям по эскизам известных художников. Изделия Ламановой были настолько точны и удобны актерам для создания образов, что заменить модельера было практически некем. Актеры и публика были в восторге от ее мастерства. Станиславский назвал модельера Шаляпиным от моды. Ламанова стала одним из первых художников по костюмам в истории советского кино. Создала костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский». …15 октября 1941 года Надежда Петровна не смогла эвакуироваться из столицы вместе с коллективом МХАТа. От сильных переживаний, новостей о том, что ее костюмы, увезенные на гастроли в Минск, сгорели в первые дни войны, у нее случился сердечный приступ, и она скончалась по дороге из театра домой в возрасте 79 лет.

Елена Анисимова

Фото Алексея Манянина

  • 021 (1754) 16.03.2022

Дата публикации

« Июль 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

059 (1792) 06.07.2022

Партнеры


 gosu

© 2022  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru