День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Любовь на слиянии двух рек

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/lyubov-na-sliyanii-dvukh-rek#sigProGalleriab04499c796
joomlamodniyportal.ru

В Нижнем Новгороде состоялся первый театральный фестиваль «Специфик», идейным вдохновителем которого выступил Центр театрального мастерства. В рамках большой программы были показаны четыре постановки в жанре site-specific. Наш корреспондент посмотрела драму «Фро» по мотивам рассказа Андрея Платонова на Стрелке.

 Нижний как источник вдохновения

Современный театр любит эксперименты. Например, полного погружения зрителей в действие можно достигнуть, если поставить спектакль вне стен театра, там, где обстановка будет максимально приближена к сюжету пьесы, а естественные декорации будут нести дополнительную смысловую нагрузку. Так, для одной из фестивальных постановок «Карамазов» режиссер Иван Пачин выбрал локомотивное депо завода «Красное Сормово». Поскольку это история обретения веры, депо становится отправной точкой на пути нравственных исканий героя и местом «ремонта» и «пересборки» личности.

Действие спектакля по пьесе Горького «Последние» Сойжин Жамбаловой разворачивается в музейном дворике НГХМ, возле дома, некогда принадлежавшего семье купцов Сироткиных.

Драма на Стрелке

Город стал декорацией и для постановки спектакля по рассказу Андрея Платонова «Фро». В главной роли – полноводная река. Белый теплоход, проходящий мимо, как символ ускользающей мечты. И крики чаек над водой, созвучные крику страдающей души. Кажется, лучшей локации для этой драмы – на Стрелке у Зеленой пристани – не подобрать. Есть лестница, где можно рассадить зрителей. Есть небольшая площадка у воды, где можно разыграть действие. Конечно, театр под открытым небом – это всегда определенные риски. Так, в полдень 4 августа, накануне премьеры, на Нижний обрушился небывалый ливень, и до конца дня было неясно, состоится ли спектакль. Но, по-видимому, в последний момент погода сжалилась над организаторами мероприятия, и тучи расступились.

Почему не депо?

Сначала выбранная площадка вызвала определенное сомнение. Все-таки Андрей Платонов – певец железной дороги и поездов. Его герои – машинисты, обходчики, ремонтники. Почему бы для постановки «Фро» не выбрать вокзал или то же паровозное депо? Свой замысел режиссер объясняет так: река – это символ большой жизни, из которой исключена героиня Платонова, поскольку в полной зависимости от объекта своей любви. Жизнь проходит мимо нее. Несчастная Фрося все время находится в ожидании мужа, цепляется за мимолетное общение со случайными людьми, пытается найти точку опоры, но обретает ее, только пройдя через горе расставания.

Не потерять себя

Рассказ Платонова интересен нетривиальной точкой зрения на отношения между мужчиной и женщиной. Как правило, произведения о любви – это непростой путь воссоединения двух любящих сердец. Все сказки заканчиваются свадьбой. А что дальше? Фрося и Федор любят друг друга, но вместе быть не могут – они чересчур разные. Наверное, Фро поехала бы за Федором хоть на Дальний Восток, хоть в Китай, но Федору она в тягость, и он просто убегает от нее. Платонов в своем рассказе утверждает: какой бы болезненной ни была разлука, но она бывает порой просто необходима. Растворяясь в другом человеке, мы теряем себя.

Фро говорит отцу: «Я, наверное, мещанка и думаю только о себе». На что отец, пенсионер-железнодорожник, отвечает: «Нет, ты не мещанка. Вот раньше были настоящие мещанки. А тебе надо еще учиться и учиться». В том смысле, что надо еще набираться жизненного опыта. Отец вспоминает, как мать Фроси ждала его из командировок – терпеливо, не предъявляя претензий. По мнению отца, мещанка – это настоящая хозяйка, хранительница домашнего очага.

В спектакле интересно обыграны природные декорации. Фрося мечется у кромки воды, словно выброшенная волной на задворки жизни. Так же неряшливо разбросаны повсюду вещи. Иногда Фро подходит к решетчатому ограждению и бросается на него, как тигрица. Кричит: «Федор!» Но муж не слышит, он уехал далеко и надолго. Зато иногда Фросю слышат с проходящего катера. Молодые люди подплывают, зовут на танцы, и даже… замуж. А наша Ассоль ждет свои алые паруса и никто, кроме Федора, ей не нужен.

Чего не хватило в спектакле? Наверное, ярких красок, может, плакатов советской эпохи, задорных песен «затейников» (как у Платонова) или зажигательного танца Фроси (в рассказе Фро великолепно танцевала). А в целом спектакль нам понравился. И Стрелка теперь для нас – не только слияние двух рек, но еще и два берега, которые никогда не сойдутся вместе.

Справка.

Site-specific – создание произведения искусства в определенном пространстве с невозможностью повторения его в другом месте. Фестиваль проходит в рамках событийной программы «Нижний̆ Новгород – Культурная столица 2024 года» при поддержке АНО «Центр 800». Центр театрального мастерства – независимый театр в Нижнем Новгороде. Образован в сентябре 2016 года.

Елена Анисимова

Фото автора

  • 072 (2049) 14.08.2024

Дата публикации

« Январь 2025 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

004 (2100) 22.01.2025

Партнеры


 gosu  

© 2025  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru