В Нижегородском театре драмы – премьера. Спустя 75 лет в репертуар театра вернулась пьеса Льва Толстого «Живой труп». Спектакль «Живой» поставила московский режиссер Наталья Ковалева. Куда же «подевался труп» в новой сценической версии и что нового появилось в прочтении классической пьесы, разбиралась Елена Анисимова.
Замахнулись на Толстого
Впервые пьеса «Живой труп» на сцене Нижегородского театра драмы была поставлена в октябре 1911 года, сразу после публикации. (Толстой разрешил Немировичу-Данченко поставить пьесу в Художественном театре только после своей смерти.) «Живой труп» основан на реальных событиях, которые разрушили жизнь ее участников, и внутренняя порядочность писателя не позволила ему сразу разрешить постановку.
В основе сюжета – детективная история дворянина Федора Протасова, который пытается освободиться от уз брака и условностей высшего света, инсценируя собственную смерть.У главного героя есть работа, семья, дом. А я ему хочется… застрелиться. В итоге Федя опускается на самое дно, делая это осознанно, не желая выносить лжи в общественной и семейной жизни. На нижегородской сцене классический текст дополнили отрывками из дневников и писем писателя. В спектакле появляется… сам Толстой и его жена Софья Андреевна.
Директор драмтеатра Борис Кайнов объясняет выбор пьесы долгим отсутствием на сцене драматургии Льва Толстого.
– Семьдесят с лишним лет в театре Толстого не было, а наш репертуар построен в основном на классике, и писатель как-то подзабылся, – объяснил Борис Кайнов.
Режиссерский эксперимент
Наталья Ковалева выступила в качестве не только режиссера-постановщика, но и автора сценария.
– Я очень благодарна театру за предложение поставить спектакль по Толстому, – отметила режиссер. – Я преподаю в Театральном институте им. Щукина. Долгое время у нас заведовал кафедрой Василий Лановой. Он говорил, что каждого студента, а я бы сказала, что и каждого человека, надо «провести через Толстого», потому что это настолько глубокий колодец, из которого можно пить и пить, и так и не выпьешь полностью. Прочитав «Живой труп», я подумала: как грустно все заканчивается, Федя застрелился, и все, конец. Но нельзя же из театра уходить с такой печалью в сердце! С этим надо что-то делать! Читая критические материалы, дневники Софьи Андреевны и Льва Николаевича, воспоминания их детей и друзей, я поняла, что в Протасове много от самого Толстого. Лев Николаевич все время искал гармонию в жизни. Мне показалось, что на сцене должен быть и сам писатель. Вместе с героями и зрителями он будет искать пути к внутренней свободе, то пространство, в котором мог бы быть счастлив.
«Все друг другу врут»
– Главная мысль теории самосовершенствования Толстого – человек должен жить по совести, – говорит завлит театра Тамара Яровикова. – Его герой тоже совестлив и не знает, как жить в мире, где все друг другу врут. В наше время понятие совести как-то истерлось. Ты обманул и тебя не поймали – хорошо. Разве с этим мы не встречаемся?! Особенно если обманул многих. Конечно, это было неприемлемо для Толстого, и об этом он писал. Современно и то, что ценилось во все времена. Это любовь. А на чем она держится?! Для Толстого было жестокостью давать свои дневники будущей жене, где было много позорных строк. А финал его жизни?! Непостижимо, почему он ушел из семьи?! Необходимо поговорить сегодня и о бесценности уз брака. Для многих наших современников брак уже мало что значит. А ведь еще в Писании сказано: «не прелюбодействуй»!
Часы, зеркала, двери
Лев Толстой – прозаик, драма давалась ему тяжело. Трудно показать внутреннюю работу человека через действия и поступки. Динамики спектаклю придают песни и танцы цыган. А еще режиссер вместе с художником-постановщиком разработали интересную сценографию спектакля.
– Произведения Толстого – это классика на все времена, а материальный образ времени – часы, – рассказал художник-постановщик Борис Шлямин. – Так на сцене появились два мультимедийных экрана. На одном из них – огромный маятник, который отбивает часы и минуты. Появился большой книжный шкаф. А еще захотелось установить на сцене вращающиеся двери, как в современных торговых центрах, только вместо перегородок – зеркала. Это своеобразные границы пространства, реальности и нереальности. Использование зеркал добавило мистики. В то же время в них постоянно отражались сами герои, обнажая свое второе «я». А еще каждый зритель мог увидеть себя на сцене в лице персонажей.
Герои и роли
Убедителен в роли Толстого Сергей Блохин. Может пошутить, пощекотать Софью Андреевну, а потом накричать на нее, выгнать из дома и тут же пожалеть, укрыть одеялом, рассказать сказку. Сергей Валерьевич утверждает: образ писателя рождался в муках.
– Мне было интересно и любопытно сыграть такую глыбу, как Толстой. Не могу сказать, что полностью доволен тем, что получилось, но, думаю, буду работать над этим.
Ираида Бошко сыграла жену писателя.
– Я перечитывала дневники Софьи Андреевны и страдала вместе с ней, – говорит актриса. – Ей было очень трудно. В конце жизни супруги совсем не понимали друг друга. Она родила 13 детей, у нее было 16 беременностей. При этом, будучи близорукой, переписывала книги мужа. Сама кормила, учила своих детей, сажала сад. Сама посадила 550 дубков, сосенок, сама выхаживала детей, которые болели. И благодарность за это – запись в дневнике Толстого: «Не было игры в нашей жизни», «Не было в жене какой-то изюминки».
Федор Протасов в спектакле не застрелился. Уходит в темноту, вслед за ним уходит Лев Толстой. А значит, поиск гармонии и смысла жизни продолжается.
«Все остались живы, и слава богу», – пошутила режиссер Ковалева.
Елена Анисимова
Фото Валерии Авдеевой