Графические изображения чаще всего черно-белые, контрастные, что позволяет художникам добиваться наибольшей выразительности. Третий фестиваль графики на музейной набережной в Нижнем Новгороде – тому подтверждение.
Неизвестен широкой публике
До 3 ноября в рамках фестиваля можно посетить выставку в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. Пушкина (Арсенале) под названием «Города Георгия Гольца». Представлены работы архитектора, художника и сценографа Георгия Гольца, которые он создал в 1910–1940-х годах, в частности предметы из коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. Пушкина и Государственного музея архитектуры им. А. Щусева.
Директор музея «Арсенал» Александр Комаров, представляя автора, заметил: «Думаю, что имя архитектора Георгия Гольца непрофессионалам ничего не говорит. У Гольца были прекрасные проекты, отмеченные на разных конкурсах, но построенных по ним зданий очень мало. Архитектор оставил гениальное наследство, но… на бумаге. Нижегородцам, наверное, будет интересно познакомиться с Гольцем как одним из участников конкурса по застройке Автозаводского района. Проект Гольца тогда не победил. Но можно представить, как бы мог выглядеть Соцгород в случае победы в конкурсе этого архитектора».
Утонченный эстет
Выставки в «Арсенале» – всегда подарок нижегородцам. Они содержательны и великолепно оформлены. Новая экспозиция носит камерный характер – рисунки, акварели, чертежи и наброски Георгия Гольца. Имя художника хорошо известно лишь узкому кругу специалистов и для нижегородцев станет своего рода открытием.
Первые шаги Гольца в искусстве пришлись на дореволюционные годы, он учился у графиков Станислава Ноаковского и Дмитрия Кардовского в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем у Владимира Фаворского во ВХУТЕМАСе. От них у него – свободное владение карандашом и вкус к утонченной эстетике в духе «Мира искусства». Позже, работая вместе с Натальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым и Владимиром Маяковским, Гольц увлекается модными в 1910–1920-е годы футуризмом и конструктивизмом, а в архитектуре становится приверженцем неоклассики.
Нижегородский проект
Архитектуры на выставке много: от неаполитанских барочных порталов, классических арок и сводов, оставшихся «на память» от путешествия по Италии, до многочисленных проектов памятников героям Великой Отечественной войны и вариантов восстановления Крещатика. Практически все эти проекты так и остались нереализованными, пополнив массив «бумажной архитектуры». Исключение – «Шлюз на реке Яузе», построенный точно по проекту архитектора и сохранившийся до наших дней в столице нашей Родины.
В 1930-е годы Гольц принимал участие в конкурсе на проектирование «города-коммуны» Автострой для автомобильного завода близ Нижнего Новгорода на 50 тысяч жителей. В проекте Гольца 24 жилкомбината на 2000 человек каждый были сгруппированы в шесть однотипных кварталов. Экспертам тогда не понравилось, что замкнутая центральная площадь была непригодна для массовых шествий и митингов. По мнению членов жюри, предложенная структура застройки была традиционной и не могла принести успеха в конкурсе. Победил проект студентов МВТУ под руководством Мордвинова – тот самый «город-сад», о котором мечтал Маяковский.
«Город-сказка, город-мечта…»
«Города Георгия Гольца» – это и камерная «Москва двадцатых годов», цикл из нескольких зарисовок, напоминающие больше Витебск Шагала, чем шумную столицу. Это и «Фантастический город», и «Средневековый город». Есть у Гольца также цикл, не менее фантазийный, чем «Город будущего», под названием «Капиталистический город». В рисунках и акварелях середины 1920-х годов Георгий Гольц создал образ мегаполиса как территории отчуждения, свой «Париж – город контрастов» или «Мадрид…». Гротеск, заостренность характеристик этого цикла – основы художественного языка. На рисунках люди, похожие на серые тени или прозрачные призраки. Город, где легко затеряться и потерять себя. Вместе с тем интерес к изнанке города – его ночной жизни, ритмам и звукам, социальным недугам – не имеет призывного характера. Гольц выступает здесь как репортер-хроникер, чья задача состоит только в фиксации социального явления, но не в его обличении.
Еще одна ипостась художника – театральная. На выставке представлены декорации к нескольким спектаклям, созданные Гольцем.
Поздние работы автора 1940-х годов связаны со Средней Азией, где в эвакуации оказалась практически вся художественная Москва. Советский Восток, Самарканд и Чимкент, купола мечетей и люди на ослах – еще одна сказка, нарисованная автором.
Удивляешься, насколько разным может быть мир, созданный воображением художника, – официальным, помпезным, камерным, интимным, фантастическим, уютным, сказочным, гротескным – необычным и нескучным.
Елена Анисимова
Фото автора