День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Как правильно смотреть спектакль

На прошлой неделе в Нижнем Новгороде открылся новый театральный сезон. Прошли долгожданные премьеры в нескольких нижегородских театрах. Но мы хотим рассказать не столько о новых постановках, хотя затронем и их, сколько о том, как правильно готовиться к просмотру спектаклем и как культурно себя вести в театре. Это ведь тоже своего рода искусство! Об этом мы поговорили с режиссерами, актерами, юными зрителями и их родителями, а также взрослыми нижегородскими театралами. Сначала вопросы о том, как готовиться к походу в театр и как правильно смотреть спектакль, наших собеседников ставили в тупик, и они с удивлением спрашивали: «А что, разве есть какие-то правила на этот счет?» Действительно четко определенных правил по этому поводу нет. Но есть общепринятые правила хорошего тона, есть театральные традиции, есть задачи, которые ставят перед собой театральная труппа, играя тот или иной спектакль, и зрители, собираясь в театр… Поэтому наши герои с удовольствием поучаствовали в нашем культурном эксперименте. Таким образом, разговор о том, как вести себя в театре, стал своеобразным мостиком в мир культуры, воспитания, образования и, конечно же, хорошего настроения.

 

Почитать, посмотреть, обсудить

Нижегородский театр юного зрителя встречает своих первых маленький гостей. Конечно же, это ученики нижегородских школ. Учителя рассаживают их по местам, потом занимают сиденья рядом. Перед спектаклем еще несколько минут, поэтому можно пообщаться с одним из педагогов.

— Мы очень часто с классом ходим в театр, — рассказывает учительница начальной школы, классный руководитель 4 «Г» класса школы № 49 Советского района Елена Киянова. — Особенно любим Нижегородский ТЮЗ. Из кукольного театра мой класс уже вырос, но из детского возраста еще нет.

— Вы с классом как-то готовитесь к спектаклю?

— Обычно да, — признается Елена Алексеевна. — Предварительно читаем книгу, по которой ставится спектакль. А после обязательно обсуждаем постановку, учимся излагать мысли, пересказывать, делать выводы, наконец, учиться на поступках театральных героев. Правда, перед этим спектаклем («Похищение Джонни Дорсета». — Прим. авт.) мы не успели подготовиться — не хватило времени.

Но, как выяснилось, к этому спектаклю можно было специально не готовиться. Многие ребята смотрели фильм «Вождь краснокожих» по произведению О’Генри. А спектакль как раз поставлен по пьесе Зиновия Сагалова, написанной по мотивам «Вождя…».

— Я тоже смотрел этот фильм! — говорит третьеклассник 186-й школы Советского района Алексей Моисеев. — Мне знаком сюжет. Но я с интересом посмотрю спектакль.

И, правда, ребята очень живо реагируют на реплики героев — таких живых, трогательных и смешных. Тем более жанр спектакля в ТЮЗе обозначили как вестерн, а приключения всех захватывают!

А так уж ли нужно готовиться к спектаклю, обращаясь к первоисточнику?

— Я считаю, что нужно, — уверен директор Нижегородского ТЮЗа, заслуженный работник культуры РФ Александр Гарьянов. — Ведь режиссер, как автор, может вносить свои коррективы. И тогда можно не понять авторскую задумку. Прочитав произведения заранее, зритель приходит вполне подготовленным.

Исполняющий обязанности министра культуры Нижегородской области Сергей Горин выразил более гибкую позицию на этот счет.

— Читать произведение или не читать, дело личное, — считает Сергей Александрович. — Ведь свое, сугубо личное впечатление зритель и сам сможет составить. В конце концов, может, интереснее будет обратиться к первоисточнику потом, после просмотра постановки, чтобы позиция автора не давлела.

Детская постановка со взрослыми словами

— В целом, спектакль не плохой, — говорит Сергей Горин. — Но я смотрю, как реагируют дети на сцены насилия, хотя и завуалированные, и меня это расстраивает. А какие слова звучат со сцены!..

«Дурак» и «балбес» — это самые безобидные. «Кретин», «бестолочь» — имеют уже воздействие посильнее. А ведь известно, что плохие слова дети запоминают быстрее, чем хорошие. Между тем, спектакль рассчитан на школьников младших классов и воспитанников детских садов. Возрастной ценз на афише 6+. Может, ТЮЗу стоит ориентироваться на истинно детский репертуар? Или хотя бы проверить лексикон героев детских постановок?..

Серьезная подготовка к классике

Старшеклассники часто ходят в театр на постановки по классическим драматическим произведениям. К таким спектаклям, считают специалисты, нужно серьезно готовиться. Хотя бы для того, чтобы понимать, что именно предстоит увидеть на сцене. Ведь для современного подростка без предварительной подготовки трудно сразу перенестись в шекспировскую Англию или Россию островских пьес.

— Наши спектакли поставлены на классике, — говорит руководитель литературно-драматической части театра драмы Тамара Яровикова. — Поэтому лучше всего, если вы сначала прочитаете произведение, на котором основана постановка, а потом вдохновитесь режиссерским видением.

В случае с классикой очень часто создатель спектакля целиком и полностью следует за автором, вверяя ему образы героев. Но иногда режиссер может и похулиганить на сцене. И это, как правило, приветствуется благодарным зрителем. Так было и на премьере «Свадьба Кречинского».

— Сюжет держит в напряжении, но вместе с тем дает отдохнуть душой, — говорит постоянный театральный зритель, любитель Нижегородского драматического Иван Костин. — Несколько часов пролетают незаметно. Спасибо режиссеру и актерам, которые не стали сухо излагать сюжетную линию, а создавали и играли живо, весело, с огоньком!

Действительно, драматические спектакли требуют академической подготовки. Не зря в Нижегородском театре драмы создали «Театральный перекресток» — клуб любителей театра, место встречи театралов и профессионалов, где возраст значения не имеет. Здесь любой может попытаться проникнуть в суть театра, попытаться понять его условный язык и испытать самые настоящие чувства, которые вызывают талантливые спектакли. Кстати, ближайшая встреча в «Театральном перекрестке», первая в этом сезоне, состоится 2 октября в 16.30 в фойе первого этажа.

Тишина и внимание!

А покушать перед спектаклем точно стоит, чтобы урчание желудка не заглушало мысли о прекрасном. Но и объедаться тоже не нужно, ведь на сытый желудок, скорее, клонит в сон. Тут позиции всех, с кем мы беседовали, сошлись.

И уж точно не нужно брать еду с собой. Хрустеть чипсами и пить лимонад во время спектакля не стоит. И сами будете отвлекаться, да и другим мешать станете. К тому же в темноте есть неудобно. Не зря за этим пристально следят театральные работники. Ведь бархатные кресла не рассчитаны на грязь, мусор и газировку.

Как быть, если не успел перекусить перед спектаклем? Дождитесь антракта. В любом уважающем себя театре есть буфет. Бутерброды и кофе или пирожное и ситро укротят ваш голод хотя бы на время спектакля.

Кстати, об уважении. «Тишина и внимание — добрые признаки хорошей публики» — взывает к воспитанию перед спектаклем голос за кулисами и предлагает выключить мобильные телефоны. Но каждый раз хоть один звонок, но нарушает покой и заинтересованность соседей по зрительному залу.

— Существуют правила хорошего тона, которым нужно учиться до похода в театр, — убеждена актриса театра «Комедiя» Марина Замыслова.

— А как нельзя вести себя во время спектакля?

— Про телефоны и еду уже говорили? Про громкий шепот и хождение по залу тоже упоминали — что нельзя? — спрашивает исполнитель главной роли в мюзикле «Казанова», премьеры театра «Комедiя» этого сезона, Евгений Пыхтин, — тогда остается только сесть поудобнее, расслабиться и получать удовольствие от увиденного на сцене!

Ирина Белова

Фото из интернета

  • 76 (916) 24.09.2014

Дата публикации

« Июнь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Свежий номер

Свежий номер

045 (1667) 09.06.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru