Здесь выступали Шульженко и Утесов
Горьковская областная филармония появилась путем объединения двух организаций – концертно-гастрольного бюро и оркестра Радиокомитета – в 1937 году. В архиве сохранился приказ, датируемый 1 декабря.
– Было концертно-эксплуатационное бюро, которое занималось организацией разных концертов. Раньше не было понятия «эстрадный» концерт или «филармонический», были сборные концерты, – рассказала директор Нижегородской филармонии. – Потом они превратились в эстраду, где были разные жанры: разговорный, цирковой. Там пели разные певцы. В свое время в наш город приезжали великие певцы и солисты, такие как Иван Козловский, Надежда Обухова. Был оркестр радио. Эти организации объединили.
Тогда филармония располагалась на Большой Покровской улице, 39, где сейчас находится театр кукол. В киноконцертном зале, который сразу стал культурным центром города, выступали Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович, Ван Клиберн и другие выдающиеся певцы и музыканты.
Только в 1968 году филармония получила новое здание в кремле. А дом на Большой Покровской в 1978 году реконструировали, и туда переехал театр кукол.
Магическое влияние Ростроповича
Сегодня филармония также остается главным организатором симфонических, камерных, органных и литературных концертов, а ее Кремлевский концертный зал – центральной концертной площадкой города. Здесь проходят уникальные международные фестивали, куда приезжают известные российские и зарубежные исполнители, звучат лучшие произведения музыкальной классики.
В 1997 году Нижегородской филармонии – первой из нестоличных концертных организаций России – присвоено почетное звание «Академическая». Она является победителем конкурсов «Окно в Россию» (в 1997 году вошла в число пяти лучших концертных организаций страны, в 2001-м признана лауреатом как «Лучшая филармония года»). В 2004 году Нижегородской филармонии присвоено имя Мстислава Леопольдовича Ростроповича.
В одном из интервью директор Нижегородской филармонии Ольга Томина сказала, что трудно поставить кого-то рядом по влиянию, которое оказал Мстислав Ростропович на культуру Нижнего Новгорода. Именно он стал инициатором первого в России музыкального фестиваля. И проведен фестиваль был в городе Горьком. А понятия «фестиваль» и «музыка» в СССР тогда не соединяли, хотя во всем мире это было распространено.
Ростроповичу удалось, несмотря на то что Горький был закрытым городом, привезти к нам известного американского пианиста Вана Клиберна.
– Расширялись филармонические контакты, развивался оркестр, и на сегодняшний день в его репертуаре – вся энциклопедия мировой классики и современной музыки. И в этом, конечно, большая заслуга необыкновенного, магического влияния Мстислава Ростроповича, и потому мы обратились к нему с просьбой разрешить филармонии носить его имя. Он сразу дал согласие. И мы с гордостью носим это имя: нас это не только обязывает, но и вдохновляет, вносит в нашу деятельность особый свет и радость, – признается Ольга Томина.
Деятельность филармонии в последние годы отмечена рядом масштабных культурных событий, которые получили освещение в средствах массовой информации, заслужили положительные отзывы публики и профессионалов, в том числе концерты Московского пасхального фестиваля с участием маэстро Валерия Гергиева и симфонического оркестр Мариинского театра, гастроли академического симфонического оркестра в Санкт-Петербурге с концертом в новом зале Мариинского театра, гастроли симфонического оркестра в Екатеринбурге (3-й симфонический форум России), гастроли в Нижнем Новгороде на сцене симфонического оркестра Московской филармонии в рамках «Всероссийских филармонических сезонов».
История – это премьеры
История филармонии – это премьеры многих новых произведений современных композиторов и многочисленные праздники национальных искусств. Горьковчане одними из первых в стране услышали Одиннадцатую и Двенадцатую симфонии Шостаковича, оратории Свиридова.
Так, в октябрьские дни 1961 года в Горьком впервые прозвучала Двенадцатая симфония Шостаковича – произведение, только что законченное композитором. В то время художественным руководителем и главным дирижером оркестра Горьковской филармонии был Израиль Гусман. Его и музыкантов не смутило отсутствие изданных нот. Воспользовавшись фотокопией партитуры, они с энтузиазмом взялись за работу и сделали великолепный художественный подарок горьковчанам.
Многие новые сочинения не только горьковских авторов, но и композиторов других городов были впервые исполнены музыкантами Горьковской филармонии. Среди них – Концерт для скрипки с оркестром Тихона Хренникова, обработки Дмитрия Шостаковича «Песен и плясок смерти» Мусоргского, Рапсодия для скрипки и Рапсодия для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна, Первая симфония Альфреда Шнитке и другие. Неслучайно оркестр имел репутацию коллектива, специализирующегося на современной музыке, и это отличало его от многих.
Флагман фестивального движения
Филармония известна как организатор фестивального движения в России. Первый фестиваль «Современная музыка», вызвавший огромный интерес музыкальной общественности страны, был проведен в июне 1962 года по инициативе Мстислава Ростроповича и главного дирижера симфонического оркестра филармонии Израиля Гусмана в Горьком. Это был первый фестиваль во всем Советском Союзе.
В 1992 году в Нижнем Новгороде по инициативе директора – художественного руководителя Нижегородской филармонии, заслуженного деятеля искусств России Ольги Томиной и выдающегося музыканта, народного артиста России Валентина Берлинского впервые был проведен Международный фестиваль имени Андрея Дмитриевича Сахарова. Фестиваль сразу приобрел широкое международное признание. А в 1999 году он был принят в Европейскую ассоциацию фестивалей при ЮНЕСКО отечественным фестивалем.
С 1994 года филармония проводит единственный в России ежегодный детский фестиваль «Новые имена». Он организован совместно с одноименным межрегиональным благотворительным фондом. В прошедших фестивалях приняли участие более 800 юных музыкантов и художников. Многие из них получили поощрения в виде стипендий фонда, персональных стипендий губернатора Нижегородской области и главы администрации Нижнего Новгорода, премий спонсоров и различных общественных организаций.
Поиск талантов
За это время фестиваль «Новые имена» открыл миру целые созвездия имен нижегородских дарований, ставших впоследствии именитыми музыкантами. Их любят, ими гордятся в родном городе и ценят за рубежом. Они одерживают громкие победы на престижных международных конкурсах, выступают на различных фестивалях со знаменитыми дирижерами и коллективами.
Вот и на прошлой неделе, до юбилейного концерта, всемирно известный скрипач Сергей Крылов прослушивал юную скрипачку, участницу фестиваля «Новые имена».
– Мы обратились к Сергею Крылову с просьбой послушать девочку, которую мы считаем восходящей звездочкой, – сообщила директор филармонии Ольга Томина. – Он согласился посмотреть ее, высказать свое мнение, возможно, оказать какую-то помощь. Все великие музыканты – Башмет, Спиваков и другие – делают то же самое, поддерживают талантливых детей. Это маленькие бриллиантики, которые нуждаются в серьезной оценке. Это дает свои результаты. Так было, например, с Даниилом Трифоновым, который вместе с Гергиевым и Хворостовским выдвинут на последнюю премию «Грэмми». А начинал на нашей сцене. Это наша параллельная работа. Таких ребят в наших стенах было много.
Как отмечают в филармонии, работа с детьми является приоритетным направлением в деятельности организации. На протяжении всей истории сотрудники филармонии проводили концерты для детей в домах и дворцах культуры города и области. В 1969 году филармония впервые организовала и с тех пор регулярно проводит выездные детские литературные концерты в лицеях, гимназиях и других общеобразовательных учреждениях.
К 1977 году впервые в России были сформирована система детского эстетического воспитания «Филармония школьника». В концертах принимают участие не только артисты музыкального лектория, но и симфонический оркестр. Традиция успешно развивается и сегодня: филармония проводит циклы «По ступенькам музыкальных знаний», многочисленные детские выездные концерты.
«Юбилиссимо»
Кульминацией юбилейного года стал концерт, который состоялся 1 декабря. И свое 80-летие Нижегородская филармония опять встречала премьерами. Во-первых, на финальном праздничном концерте, который назвали «Юбилиссимо», прозвучала симфония Гии Канчели Dixi для смешанного хора и оркестра. Кстати, специально для этого исполнения филармония заказала ноты.
– Впервые хоровая симфония Dixi, чтос латыни переводится как «Я сказал», Гии Канчели была исполнена в 2009 году оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Российская премьера сочинения состоялась в Москве в 2010 году, Нижний Новгород второй город после Москвы, где прозвучит симфония, – рассказали организаторы концерта. – Исполнение посвящено памяти дирижера Джансуга Кахидзе, который в нашем городе неоднократно выступал, бывал здесь вместе с Гией Канчели. Мы считаем их людьми, близкими филармонии и нижегородцам. В нашей стране автора литургий и кантат знают по музыке из таких фильмов, как «Мимино» и «Кин-дза-дза».Серьезные же музыкальные композиции Гии Канчели звучат в России гораздо реже. В Европе – чаще, ведь композитор переехал в Антверпен.
Вторая премьера, которая ждала нижегородцев на юбилее, это Концерт для скрипки с оркестром № 4 Никколо Паганини. Это произведение не исполнялось в России никогда. И исполнил произведение всемирно известный российско-итальянский скрипач Сергей Крылов.
– Мне кажется, что этот концерт будет интересен местной публике. А я стараюсь предлагать Концерт в форме премьеры, которую никто не играл, – отметил Сергей Крылов на пресс-конференции по случаю юбилея филармонии.
Надо сказать, что Сергея Крылова называют одним из самых выдающихся музыкантов своего поколения. Музыкант получил широкую известность после завоевания первых премий на конкурсах имени А. Страдивари в Кремоне и имени Ф. Крейслера в Вене. Среди наиболее значительных личностей, с которыми работал музыкант, особо следует отметить Мстислава Ростроповича, который написал, что «…Сергей Крылов входит в пятерку лучших современных скрипачей мира».
– Паганини – это вершина скрипичности в искусстве, и мало кому по плечу его исполнение, – сообщил Александр Скульский. – Утонченная музыкальность, блистательная виртуозность в сочетании с глубоким лиризмом и красотой звука – это только некоторые качества, благодаря которым Сергея Крылова называют одним из самых выдающихся музыкантов своего поколения. В Нижнем Новгороде Сергей Крылов уже играл вместе с симфоническим оркестром Первый и Пятый концерты. Примечательно, что в России не было нот запредельной сложности Пятого скрипичного концерта Паганини, именно Крылов привез их в нашу страну после долгих поисков в библиотеке Генуи.
Впереди небывалые эксперименты
В новом сезоне нижегородцев ожидается обновленная программа, пообещала директор филармонии Ольга Томина.
– У нас были два великих музыканта – Екатерина Мечетина и Александр Гиндин, – отметила она. – Они предложили сыграть с оркестром двойной концерт Моцарта и Мендельсона. Такого еще не было, и это впереди.
По словам Александра Скульского, следующий сезон формируется и обещает быть интересным.
– Ожидаются все концерты Бетховена для фортепиано с оркестром и его фортепианная версия «Скрипичного концерта». Андрей Коробейников готовит эту программу, – добавил главный дирижер академического симфонического оркестра.
В январе, накануне старого Нового года, можно будет послушать шедевры мировой классики. А в июне, накануне футбольного чемпионата, состоится очередной Сахаровский международный фестиваль.
– Он пройдет при любой погоде и стечении обстоятельств, – сообщила директор Нижегородской филармонии.
О чем мечтается
По словам Ольги Томиной, областное правительство всегда поддерживало деятельность нашей филармонии.
– Однажды под Новый год от правительства и экс-губернатора Валерия Шанцева мы получили в подарок огромную сумму на покупку инструментов! Мы приобрели все инструменты, которые были нужны, до мелочей, – рассказала она.
Так что желать сейчас можно только новый концертный зал и орган.
– В филармонии могут быть два или три зала, сцена может быть трансформирующейся, чтобы рояль поднимался и опускался. Меняющаяся акустика и много других технических достижений могли бы быть в новом концертном зале, – мечтает Александр Скульский.
Приобретение органа, по его мнению, более реальная перспектива, хотя и крайне дорогостоящая. На это нужно 1 млн евро.
– Мы уже неоднократно делали заявку, что очень нуждаемся в органе. Этот вопрос решается областным правительством, а нам остается только ждать и надеяться, – сообщил главный дирижер оркестра.
Подготовила Дарья Светланова
Фото с сайта Нижегородской филармонии www.music-nn.ru