Не перестает удивлять интересными выставочными проектами Нижегородский художественный музей. В рамках фестиваля графики на музейной набережной в НГХМ / Русское искусство (Кремль, к. 3) начала свою работу выставка «Федор Шехтель: неизвестный нижегородский проект», приуроченная к 165-летию со дня рождения архитектора.
Бумажная графика и трехмерная модель
На выставке представлен неосуществленный проект здания Губернского земского музея. Музей планировалось построить в Нижнем Новгороде к 300-летию дома Романовых, отмечавшемуся в 1913 году.
Эскизный проект здания на 53 графических листах впервые представлен широкой публике.
Организаторы демонстрируют ранее неизвестную архитектурную графику Шехтеля и реконструированный проект музея, которому не суждено было осуществиться. Каким образом? Самым что ни на есть современным! Дизайнер Михаил Крапивин создал трехмерную модель здания. На выставке можно воочию лицезреть, как музей мог бы выглядеть, если все-таки был бы построен. Этой же цели служит фотопанорама: здание вписано в окружение домов на Верхне-Волжской набережной. Кроме того, можно ознакомиться с частичной реконструкцией внутренних интерьеров, воссозданных по рисункам Шехтеля.
Почему не построили?
Почему же «бумажное здание», не уступающее по красоте и изысканности зданиям Банка России на Большой Покровской и Крестьянского банка (ныне – Дворец детского творчества) на улице Пискунова, так и не было построено?!
– Этот проект не был случайным в творчестве Федора Шехтеля, – отвечает на вопрос нашей газеты куратор выставки Ирина Миронова. – Есть несколько названий архитектурного шедевра, одно из которых – нижегородский Губернский земский музей. И только одна дата в пояснительной записке – 12 апреля 1914 года, когда художник поставил точку в своей работе над проектом. Это было накануне Первой мировой войны. В этом и кроется ответ, почему здание так и не построили. Дальше революция, Великая Отечественная война. О проекте забыли. На месте, где планировалось построить музей, сейчас находится здание из другой эпохи.
А вот два других дома в Нижнем по проекту Шехтеля все же возвели. Гордостью города стали Торговый дом Рукавишниковых (ныне «Академия Маяк») на Нижне-Волжской набережной и банк Рукавишникова (в советское время там располагалось управление Волжского речного пароходства) на Рождественской – без них наш город мы уже не представляем.
Трудоголик с легким нравом
– Когда смотришь на чертежи Федора Осиповича, любуешься красотой его тонких, точных линий, изяществом рисунков. Можно представить, с какой любовью и воодушевлением он все это создавал, – продолжает искусствовед Ирина Миронова. – Шехтель прошел большой путь от рисовальщика афиш и сценографа до всемирно известного архитектора. Жизнь его не была легкой и безоблачной. Шехтель был человеком легкого нрава и настоящим трудоголиком. Создал более 200 проектов. Однако последние годы жизни архитектора были очень тяжелыми. Человек, по проектам которого были построены особняки богатейшим людям дореволюционной России – Морозовым и Рябушинским, к концу своих дней очень нуждался в средствах.
Как задумывалось?
К началу ХХ века в Нижнем Новгороде остро стояла проблема с общественными (в частности, музейными) зданиями. Миссия нового музея заключалась в том, чтобы «увековечить работу земства», представляя кустарную промышленность, медицину, образование, дорожное дело, страхование, статистику и другие сферы деятельности. Предполагалось разместить экспозицию естественно-исторического музея. Здесь же планировалось проведение земских собраний, для чего был предусмотрен специальный вместительный зал. Здание музея должно было занять угловой участок земли, образуемый Верхне-Волжской набережной и Больничной улицей (ныне – улица Нестерова).
Музей планировалось построить в традициях любимого Шехтелем северного зодчества, или, по его собственному определению, в «псковско-новгородском стиле». В оформлении Шехтель предлагал использовать узнаваемые мотивы древнерусского зодчества, в числе которых теремообразная крыша, полукруглая башня со шпилем, тройные окна и узкие окна-бойницы на запасном парадном входе и башне, арочные порталы, выносное крыльцо с дубовой дверью. Главный фасад предлагалось облицевать тесаным известняком, дворовые – оштукатурить «по новому способу с мраморной и каменною крошкою».
Тщательно была продумана и внутренняя отделка. Интерьеры насыщены деревянной резьбой. В аванзале кроме живописных портретов царя Михаила Федоровича (родоначальника царской династии Романовых) и Николая II предусматривались иконописные работы. Важную роль в художественном оформлении музея должно было играть большое панно на тему русской былины о Микуле Селяниновиче по эскизу Михаила Врубеля – вариант композиции, демонстрировавшейся на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года.
Представленный эскизный проект дает уникальную возможность увидеть хотя бы на бумаге, каким мог бы быть Губернский земский музей в нашем городе.
Елена Анисимова
Фото автора