День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Бесконечные возможности горизонта

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://www.dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/beskonechnye-vozmozhnosti-gorizonta#sigProGalleriaf9211c85f7
joomlamodniyportal.ru

Еще одна яркая премьера прошедшей недели – оперный байопик «Подводные крылья», посвященный выдающемуся нижегородскому конструктору Ростиславу Алексееву. Первые показы состоялись 19–22 октября в зале киноцентра «Рекорд», а первыми зрителями стали действующие и бывшие сотрудники ЦКБ им. Алексеева и дочь конструктора Татьяна Ростиславовна.

Экшен об одном гении

Идея сделать спектакль о гениальном конструкторе родилась у режиссера-постановщика Аси Желваковой восемь лет назад. Правда, тогда она еще не была режиссером, а училась на 4-м курсе НГТУ им. Алексеева. Все эти годы она вынашивала эту идею и вот, наконец, воплотила – с командой единомышленников. Вместе они придумали новый жанр, сочетание, казалось бы, несочетаемого – голливудского байопика (жанр кино о выдающейся личности) и оперы.

– Ростислав Алексеев – культовый персонаж для всего мирового судостроения. Новатор, укротитель стихий, поэт ветра и парусов. О нем нельзя было сделать просто музыкальный спектакль! Опера-байопик – это современная опера и драйвовый экшен об одном гении, – рассказала режиссер-постановщик.

Летящие голоса, декорации и костюмы

В опере-экшен всё в состоянии полета: голоса, принадлежащие участникам Камерного хора «Нижний Новгород», декорации – проносящиеся на экране «Метеоры» и кадры из жизни Алексеева, костюмы в стиле русского авангарда, придуманные дизайнером Нелли Крук.

И, конечно, главный герой передает это состояние парения, безграничности научной мысли. Он на сцене в двух образах: Адмирала (юношеское прозвище Алексеева) – юного гения и Доктора – так звали его коллеги. Все дело в том, что он никогда не переставал смотреть на мир глазами ребенка и как на бесконечный горизонт возможностей. Иначе и нельзя было создать немыслимый, принципиально новый вид водного транспорта – с использованием эффекта экрана.

Камерный хор – многоголосый персонаж, он озвучивает голоса стихий, кораблей, близких, коллег, судьбы. Два других ярких персонажа оперы – Зависть и Страх. Их великий конструктор был лишен, но вокруг него их было слишком много. Они олицетворяют сплетни конкурентов, доносы завистников, кривотолки чиновников.

– Вы распыляетесь! Вы сильно рискуете! – говорят они Алексееву.

А он в ответ: «Испытания прошли успешно! Нашим девизом остается Скорость!»

Могучий заряд уверенности

Недюжинный ум, полет конструкторской мысли и могучий заряд уверенности, которого хватило на несколько десятилетий, – все это прекрасно воплотил на сцене исполнитель роли Доктора Юрий Гончаров.

В оперу вошли важнейшие вехи из жизни Ростислава Евгеньевича: первые успехи и неудачи во время испытаний, упорная, слаженная работа всего коллектива ЦКБ по доведению проекта воздушных судов до совершенства, проектирование, затем строительство в авральном режиме. Наконец, признание заслуг конструктора Хрущевым, после того как Алексеев лично привел «Ракету» в Москву в дни проведения VI Международного фестиваля молодежи и студентов летом 1957 года. Дальше – строительство более 400 кораблей на подводных крыльях, которые курсировали в СССР, Болгарии, Германии и Великобритании. Огромный успех! И сокрушительный удар – отстранение от должности начальника и главного конструктора ЦКБ, когда он потерял поддержку влиятельных друзей. И уход из жизни по трагической случайности через несколько лет.

Звуки с верфи

Уникальный состав исполнителей, несмотря на свою лаконичность, удивлял зрителей масштабом звучания. В музыкальном оформлении спектакля – гармония сочетания акустического и электронного пластов. Композитор проекта Екатерина Хмелевская включила в оперу «звуковые подлинники» – звуки, которые сопровождали изыскания Ростислава Алексеева: газодинамический стенд, тумблеры, указания из рубки, работа цеха «Эллинг», писк сигнализации, циркулярка и шлифмашинка, звуки заклепок и железных гирек, падающих на весы… А в кульминационной сцене финала солирует аэродинамическая труба. Несколько «листов железа, которые фигурируют на сцене, прибыли непосредственно с верфи»!

Призыв будущим поколениям

По замыслу создателей опера-байопик призвана вдохновить зрителей на интерес к науке и технике, подчеркивая важность новаторства и инженерной мысли. «Подводные крылья» – это не просто спектакль, а призыв к будущим поколениям ученых и инженеров продолжать двигать науку вперед.

– Идея построить летучий корабль столетиями занимала мировые умы, – говорит Ася Желвакова. – Над созданием судна на подводных крыльях работали итальянские, американские, немецкие ученые и инженеры. Но покорилась мечта русскому самородку Ростиславу Алексееву. Он счастливо соединил в себе качества ученого, изобретателя, конструктора и организатора. Здорово, если проект станет жемчужиной региона. И нижегородцы на вопрос туриста – а что бы такого посмотреть в городе? – будут отвечать: оперный байопик «Подводные крылья» о великом Алексееве, конечно!

Елена Крюкова

Фото предоставлены авторами постановки

  • 094 (2071) 23.10.2024

Дата публикации

« Январь 2025 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

002 (2098) 15.01.2025

Партнеры


 gosu  

© 2025  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru