День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Пассионарий русской музыки

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://www.dengoroda-nn.ru/ru/kak-eto-bylo/passionarij-russkoj-muzyki#sigProGalleriab3f4b4d82f
joomlamodniyportal.ru

В январе 2022 года исполнилось 185 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка композитора Милия Алексеевича Балакирева. Его имя сразу же вызывает ассоциации с «Могучей кучкой», но вряд ли среди тех, кто далек от музыковедения, найдется человек, способный навскидку назвать одно-два его произведения. Балакирев известен как общественный деятель и педагог, но не как композитор. Каково же истинное значение его личности в русской культуре?

Сын земли Нижегородской

Милий Балакирев появился на свет в Нижнем Новгороде 2 января 1837 года (по новому стилю). Он был наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой относятся к XIV веку. Отец Милия, Алексей Константинович, служил титулярным советником. Необычное имя мальчику дала мать, Елизавета Ивановна, в роду которой оно было достаточно распространено. Она была прекрасной пианисткой и с четырех лет обучала сына основам владения инструментом.

Когда Милий достиг 10-летнего возраста, мать отвезла его в Москву к известному пианисту и педагогу Александру Дюбюку, чтобы тот дал ему хотя бы несколько уроков. Вскоре по возвращении в Нижний Новгород Елизавета Ивановна скончалась. Милий продолжил занятия музыкой у дирижера Карла Эйзериха, который ввел одаренного подростка в дом Александра Улыбышева – музыканта и мецената, первого русского музыкального критика, автора монографии о Моцарте.

В 16 лет Балакирев окончил Нижегородский дворянский институт и поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Во время учебы создает свои первые небольшие музыкальные произведения. Средства к существованию юноше приходилось добывать преподаванием музыки, однако они были довольно скудными, и потому, не проучившись в Казани и двух лет, Балакирев возвращается в родной город, где продолжает дирижировать созданным Эйзерихом оркестром, выступая на ярмарке, в театре и Дворянском собрании.

Создатель «Могучей кучки»

В 1855 году 19-летний Милий вместе с вхожим в столичные музыкальные круги Улыбышевым приезжает в Петербург. Здесь меценат представил его Глинке, который одобрил музыкальную деятельность новичка и поощрил его к выступлениям на публике. Это знакомство, а также сближение с критиком Стасовым для Балакирева стало судьбоносным. Благодаря Глинке он активно взялся за сочинение музыки, а вместе со Стасовым они стали идеологами «Новой русской музыкальной школы». Впоследствии к этому кружку, прозванному Стасовым «Могучей кучкой», присоединились Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин.

Примечательно, что ни один из участников кружка не получил специального музыкального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский – офицером в отставке, Римский-Корсаков – моряком, Бородин – химиком, сам Балакирев – недоучившимся математиком. «Под руководством Балакирева началось наше самообразование, – вспоминал впоследствии Кюи. – Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Все самостоятельные сочинения «кучкистов» исполнялись на собраниях кружка. Балакирев поправлял и давал указания: «…критик, именно технический критик, он был удивительный», – писал Римский-Корсаков.

Сам Балакирев к этому времени написал 20 романсов, получивших высокую оценку А. Серова: «…Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». На концертах исполнялись симфонические сочинения Балакирева: увертюра на темы трех русских песен, увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он немало и фортепианных пьес, работал над симфонией.

Став известным в музыкальных кругах, Балакирев вместе с хормейстером и композитором Ломакиным решил создать бесплатную музыкальную школу, где все желающие могли приобщиться к музыке, занимаясь музыкальной грамотой, сольфеджио, пением и участвуя в школьных хоровых концертах. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром – Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку.

Надлом

В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижером в Императорское Русское музыкальное общество. Здесь тоже зазвучала музыка композиторов «Могучей кучки». Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме.

Он вернулся к работе в Бесплатной музыкальной школе. Однако композитора преследовали материальные неудачи, возможностей для творчества практически не осталось.

Милий Алексеевич впадает в депрессию и решает порвать с музыкальным искусством. Чтобы прокормить себя и младших сестер, которые находились у него на содержании после смерти отца, Балакирев становится обычным служащим на железной дороге, и хотя продолжает давать уроки игры на фортепиано, сам музыку не сочиняет. В 1870-е годы он живет уединенно и замкнуто, становится очень религиозен и даже задумывается об уходе в монастырь.

Признание

Возвращение в мир музыки было долгим и трудным. Однако в 1883 году Балакирев принимает предложение стать заведующим придворной капеллой. Для этого учебного заведения он за 11 лет сделал очень многое, начиная с постройки нового здания, где появились просторные залы и помещения для учеников, разработал учебную программу для младших классов, заботился о судьбе певцов, по той или иной причине потерявших голос.

После увольнения из капеллы Милий Алексеевич получает возможность и время заняться собственным творчеством. Он пишет новые произведения и перерабатывает написанные в юности.

В 1900-е годы симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границейв Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине.

10 мая 1910 года Милия Балакирева не стало. Несмотря на то что он давно уже не участвовал в публичной музыкальной жизни, его хоронили как великого деятеля русской культуры. И действительно, Балакирев был не только выдающимся композитором и исполнителем, музыкальным редактором, талантливым педагогом. Он был человеком, который как никто чувствовал музыку и которого мироздание наделило настоящим даром открывать таланты. Милий Алексеевич Балакирев – один из главных пассионариев русской музыки. И как большое лучше видится на расстоянии, так и сегодня его заслуги перед отечественной культурой становятся все более и более ценными.

Подготовила Ольга Маркичева

Иллюстрация из интернета

  • 009 (1742) 02.02.2022

Дата публикации

« Июль 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

057 (1790) 29.06.2022

Партнеры


 gosu

© 2022  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru