Если вы не можете получить медицинскую помощь по полису ОМС, а страховая медорганизация, выдавшая его, не помогает, — смените ее. Как это сделать? Разъяснили специалисты.
Три способа подачи заявления
Заявление можно подать, обратившись лично или через своего представителя в страховую медицинскую организацию либо на портале «Госуслуги». Если вы обращаетесь в страховую медорганизацию с заявлением офлайн, то есть лично, у вас попросят предоставить следующие документы: паспорт или свидетельство о рождении (для тех, кто моложе 14 лет), а также СНИЛС (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования).
— К заявлению должны быть приложены оригиналы этих документов, — обращает внимание советник генерального директора одной из страховых медицинских организаций Михаил Пушков. — Застрахованные лица младше 18 лет посещают страховую медицинскую организацию для подачи заявления в сопровождении своего представителя по закону.
Если пункт выдачи полиса расположен далеко от места жительства человека, подать заявление на замену страховой медорганизации можно через любое отделение многофункционального центра (МФЦ). Также написать заявление можно через портал «Госуслуги». Правда, понадобится подтвержденная учетная запись.
Для этого зайдите в раздел «Здоровье», выберите вкладку «Управление полисом ОМС», нажмите «Начать» и выберите, кому нужно сменить полис. Дайте согласие на поиск полиса ОМС и запросите его данные. Поиск обычно занимает около 15 минут, но может длиться до пяти дней, если нагрузка на сайт увеличивается. Когда данные вашего полиса ОМС будут найдены, вы получите уведомление и сможете продолжить оформление заявления.
Обычно все необходимые данные из вашего профиля подгружаются в заявление автоматически, но их нужно проверить, а также выбрать желаемую страховую медицинскую компанию. Подписывается документ усиленной неквалифицированной электронной подписью. Уведомление о замене страховой медорганизации придет в ваш личный кабинет. Полис ОМС вы получите в виде штрихкода.
Правильный выбор
Часто нижегородцы не знают свою страховую медицинскую организацию, а также то, чем она может помочь. А зря. Как отмечают эксперты, страховой представитель помогает получить медицинскую помощь в случае необоснованного отказа или требования неправомерной оплаты. Кроме того, если необходимо соблюсти сроки приема узких специалистов и попасть на прием к врачу, организовать проведение исследования, получить направление на госпитализацию и так далее.
— Выбор или смена страховой медицинской организации — важный и далеко не простой вопрос, — говорит член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Надежда Гришина. — И если ваши права в сфере ОМС не были защищены в полной мере, у вас возникли сомнения в компетентности представителей вашей страховой медицинской организации и вы не удовлетворены качеством ее работы, то по закону имеете право ее заменить.
Для этого нужно выяснить, какие страховые медицинские организации работают в регионе. Перечень можно найти на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области — tfoms52.ru. Там приводятся названия организаций, их фактический и юридический адрес, ФИО руководителя, контактные данные, дата выдачи лицензии. Далее важно собрать об их работе как можно больше информации.
Менять полис ОМС можно не чаще одного раза в год. Подать заявление необходимо не позднее 1 ноября текущего года. Если опоздать с заменой, то подать заявление можно будет уже только в январе следующего года. Исключение — смена региона проживания и прекращение работы страховой медорганизации. В таких случаях менять полис можно чаще одного раза за год.
На что обращать внимание?
— При выборе важно изучить отзывы застрахованных в этой страховой медицинской организации, которые размещаются в интернете, обратить внимание на ее сайт и его обновления, на возможности оперативной связи со страховой медорганизацией, — рекомендует Михаил Пушков.
По его мнению, внимание нужно обращать на удобство и легкость поиска компании с помощью геолокационных сервисов. Важно быстро найти ее ближайший офис, увидеть его актуальный режим работы, построить к нему маршрут и оперативно связаться со страховым представителем.
Также он посоветовал обратить внимание, ведет ли страховая медицинская компания просветительскую деятельность. Например, у них на сайте работает «Справочный центр для пациента», есть образовательный курс «Как лечиться бесплатно», эксперты объясняют, как получать медицинскую помощь своевременно и качественно по полису ОМС…
Создана для защиты прав
Некоторые говорят: «Зачем нужна страховая медицинская организация?» Однако в жизни мы часто сталкиваемся с трудностями при получении бесплатной и качественной медицинской помощи, право на которую нам гарантирует полис ОМС. Не можем вовремя записаться и попасть на прием к нужному специалисту, сдать необходимые анализы, получить направление на диагностику и госпитализацию… В итоге приходится оплачивать медпомощь из своего кармана.
Чтобы такой сценарий исключить, на помощь пациентам приходят страховые медицинские организации. Они имеют законные полномочия проводить независимый контроль качества оказания медицинской помощи, добиваться соблюдения прав своих застрахованных в системе ОМС. И такая помощь в соответствии с законодательством оказывается пациентам бесплатно.
По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2023 году более 10 млн обращений приняли страховые медицинские компании от пациентов, всем им было оказано содействие. Для решения этой задачи в стране создана трехуровневая система страховых представителей.
— Страховая медицинская организация выступает сегодня объективным арбитром, осуществляя независимый контроль качества медицинской помощи, представляя интересы пациента, когда его права нарушаются, — подчеркнула представитель Всероссийского союза страховщиков Надежда Гришина. — В случае нарушении прав, некачественного оказания медицинской помощи страховые медицинские организации выступают на стороне пациента, представляя его интересы в решении конфликта в досудебном и судебном порядках.
Дарья Светланова
Фото из архива редакции