День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Роберт Килевейн любил, украшал и сохранял наш город. Часть 2

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://www.dengoroda-nn.ru/znaj-nashikh/robert-kilevejn-lyubil-ukrashal-i-sokhranyal-nash-gorod-chast-2#sigProGalleria36cb6151b2
joomlamodniyportal.ru

Исполнилось 190 лет со дня рождения Роберта Яковлевича Килевейна (1825–1895), архитектора и реставратора, который очень много сделал для создания и сохранения неповторимого архитектурного облика нашего города. Достаточно вспомнить, что он в соавторстве с академиком архитектуры Львом Далем работал над проектами здания цирка на Нижегородской ярмарке, некоторых городских жилых домов, участвовал в восстановлении гробницы Козьмы Минина в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, в реставрации Благовещенского собора Благовещенского монастыря, Рождественской церкви и Староярмарочного собора. Главным же памятником замечательному архитектору и талантливому инженеру Роберту Килевейну, безусловно, стал собор Александра Невского на Стрелке — могучий, прочный, притягивающий внимание любого и запоминающийся навсегда.

(Окончание. Начало в № 39.)

Водопровод на ярмарке

К середине XIX века Нижегородская ярмарка, перенесенная от Макарьевского монастыря на Стрелку после пожара 1816 года, сильно разрослась. Это был огромный город с правильными, довольно широкими, освещенными фонарями, мощеными улицами (их было около 30), площадями (Спасская, Магометанская, Театральная, Армянская, Самокатная, Главная и Торговая). Кроме Главного дома и каменных корпусов на ярмарочной территории находилось 5520 лавок с 16840 магазинами и торговыми складами, 7 маклерских контор, банк, 29 трактиров, 78 харчевень, 10 бань, 6 цирюлен, 5 портных балаганов, 35 кузниц, 43 постоялых двора, 21 питейное заведение, 42 кухни, 10 фотографических балаганов.

Но из-за обилия деревянных построек на крупнейшем торжище Российской империи регулярно происходили пожары. В связи с этим в 1860 году был высочайше утвержден новый проект генерального плана ярмарки, выполненный губернским архитектором и инженером Р. Я. Килевейном. По новому плану вся территория ярмарки расчленялась на четкие прямоугольные кварталы с каменной и деревянной застройкой.

В 1868 году по решению ярмарочного комитета на территории ярмарки и прилегающей к ней Кунавинской слободе началось строительство водопровода протяженностью 6,5 версты (при расчете на 100 тысяч человек по 2,5 ведра воды на человека в сутки). Водопровод предназначался как для подачи чистой питьевой воды, так и для противопожарных целей.

В 1869 году были установлены два фонтана — перед Главным ярмарочным домом и Спасским (Староярмарочным) собором.

К 1870 году все работы по проекту инженера Н. М. Бруннера, проводимые под наблюдением Р. Я. Килевейна, были закончены в соответствии с планом, по которому центральный район ярмарки обеспечивался водой. Для этого около Крестовоздвиженской часовни по проекту Килевейна была построена высокая водонапорная башня. Кстати, эта башня много лет прослужила Ярмарочному пожарному депо, но была снесена в советское время.

А фонтан, который стоял перед Спасским собором, в 1928 году перенесли к только что построенному зданию Дворца культуры им. Ленина в Канавине.

Признание таланта инженера и архитектора

По проекту Роберта Яковлевича Килевейна в 1971 году была построена одна из лучших в Поволжье мельница Башкирова. До этого в Предтеченской слободе располагались мелкие частные владения и застройка. Учредитель Товарищества Нижегородской паровой мельницы купец 1-й гильдии Емельян Григорьевич Башкиров скупил в собственность все эти участки. Все прежде существовавшие дома и всякие постройки были сломаны и снесены, а на их месте возведено фабричное каменное многоэтажное здание крупчатой паровой вальцовой мельницы, именуемой по месту нахождения «Слободскою».

В 1878 году под руководством и по проекту Килевейна было построено каменное здание ярмарочного театра на 1600 мест.

Во всех постройках Р. Я. Килевейна гармонично сочетались красота архитектурного облика и функциональность. Так же гармонично в самом Роберте Яковлевиче соединялись таланты архитектора и инженера. 28 мая 1874 года за успешные труды на ярмарке Килевейну было присвоено звание инженер-архитектор.

В 1880-х годах Килевейн реставрирует колокольню Рождественской (Строгановской) церкви. Роберт Яковлевич практически спас от разрушения редкий по красоте памятник русского барокко — колокольня Рождественской церкви отклонилась от оси на 120 см. Для этого пришлось разобрать и собрать заново верхние ярусы.

В эти же годы обсуждался и вопрос о разборке обветшавшего Спасского (Староярмарочного) собора. Под воздействием паводковых вод и морозов фундамент собора превратился в рассыпчатую крупу, а стены покрылись трещинами. Возникла дилемма: позволить храму развалиться естественным путем или разрушить его в превентивных целях. Килевейн взялся сохранить шедевр Огюста Монферрана, построенный в 1822 году, хотя мало кто верил, что его можно спасти.

Килевейн распорядился выбрать из-под здания собора весь негодный фундамент и заменить его новым из кирпича-железняка на цементном растворе. Конструкция была укреплена при помощи метода «обратных арок», когда в теле монолитной кирпичной кладки также из кирпича были выложены арки, обращенные выпуклостью вниз. Арки соприкасались своими пятами, воспринимая и гася распоры соседних арок. Восстановление храма, казавшееся невозможным, заняло около четырех лет — с 1885 по 1888 год.

Заинтересованный в сохранении историко-культурного многовекового наследия, Р. Я. Килевейн до конца своих дней входил в состав Нижегородской ученой губернской архивной комиссии, был ее активным членом.

Последний проект

Бурное промышленное развитие России во второй половине XIX века принесло с собой новый темп жизни, новые масштабы деятельности. Заводы и фабрики концентрировали рабочую силу, городское население прибывало, и Нижний Новгород, пожалуй, впервые в своей истории столкнулся с транспортной проблемой.

Впрочем, это была общая проблема для всех крупных промышленно-торговых городов мира. И она требовала решения.

Еще в 1852 году французский инженер Луба запатентовал конно-железную дорогу. Простота ее устройства, надежность в эксплуатации, доступность, использование «живой тяги» обеспечили новинке быстрое и широкое распространение. В 1853 году Нью-Йорк, а через год и Париж обзавелись конками. Полюбилась конно-железная дорога и в городах Российской империи. Кстати, первое упоминание о конке в истории российского транспорта связано именно с Нижним Новгородом.

В 1857 году английский инженер Дуль предложил построить конно-железную дорогу от Нижнего Новгорода через Казань и Пермь до одного из портов Тихого океана. Это предложение было отвергнуто как неудобоисполнимое по нашим климатическим условиям. Зато в 1864 году в Канавине открылась конно-железная дорога, предназначенная для подвоза грузов на ярмарку от Гребневской (на Оке) и Сибирских (на Стрелке) пристаней. Рельсовые пути были проложены по Шестой и Седьмой линиям Канавина (ныне улица Даля). Несколько позже ее продлили до железнодорожной товарной станции, а в 1870 году дополнили второй такой же веткой к лесопильному заводу.

Но когда в 1890 году городской управе был предложен проект строительства пассажирской конки, он был отклонен. Рельеф города с перепадами высот, крутыми подъемами и спусками, не преодолимыми для конной тяги, лишали этот вид городского транспорта реальной перспективы. Тем более что в это время, к началу 1890-х годов, Петербург, Москва, Одесса, Баку познакомились с трамваем на паровой тяге, а на улицах некоторых городов Европы и Америки уже пошли первые электрические трамваи.

10 мая 1893 года комиссия, специально образованная Нижегородской городской думой для рассмотрения записки архитектора Роберта Яковлевича Килевейна об устройстве электрической железной дороги, поддержала это предложение, предложила учесть опыт городов, уже имеющих электрический трамвай, и объявить открытый конкурс — «соревнование для выработки наивыгоднейших для города условий».

Ровно через полгода Нижегородский распорядительный комитет Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки (именно с ее открытием связывалось строительство трамвая) утвердил предварительную схему трамвайных линий. А занимавшийся трамвайным сообщением в Нижнем Новгороде камер-юнкер Рафаэль фон Гартман предложил соединить двумя фуникулерами трамвайные линии, идущие по верхним и нижним улицам города. Фуникулеры получили названия Кремлевский и Похвалинский. В 1896 году и трамваи, и фуникулеры в Нижнем Новгороде начали перевозить пассажиров.

К сожалению, Роберт Яковлевич Килевейн до открытия трамвайного и фуникулерного движения в Нижнем не дожил. Он умер в 1895 году на семьдесят первом году жизни от апоплексического удара.

В Центральном архиве Нижегородской области в метриках об умерших, зарегистрированных в Евангелическо-лютеранской церкви Нижнего Новгорода, записано: «1895 год. 19 мая/22 мая. Роберт фон Кюлевейн, инженер-архитектор. Действующий статский советник, город Нарва, 70 лет, женат, апоплексический удар, похоронен на нижегородском приходском Евангелическо-Лютеранском кладбище Нижегородской губернии пастором Э. Гольцмайером».

Ни могилы, ни кладбища уже давно нет, но стоят построенные Робертом Яковлевичем Килевейном здания, и жива память о выдающемся человеке, так много сделавшем для процветания нашего города.

Подготовила Марина Сергеева
Источники информации и фото:
http://artru.info, http://temples.ru, http://www.gorbibl.nnov.ru, http://www.archiv.nnov.ru

  • 041 (986) 03.06.2015

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

028 (2005) 10.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru