Городская администрация совместно с Приволжским исследовательским медицинским университетом (ПИМУ) занимается реализацией проекта «Здоровое будущее». Он направлен на адаптацию детей к школе. На прошедшей неделе глава города Владимир Панов посетил Нижегородский институт педиатрии, психологи которого работают с учениками 1–2-х классов.
«Здоровое будущее» – пилотный проект, он действует в 12 школах Нижнего Новгорода: № 8, 33, 35, 14, 30, 19, 151, 187, 186, 173, 44 и 47 и направлен на раннее выявление ребят, которые плохо адаптируются к учебе в школе. Поэтому все участники проекта – первоклассники или ученики вторых классов.
Поиск таких проблем происходит так: на первом этапе родители и учителя заполняют анкеты, в которых с разных сторон описывают поведение детей. Те ребята, у которых выявлены сложности, проходят курс с психологами. На данный момент его прошли или проходят 54 маленьких нижегородца. 90% из них стали лучше учиться, стали более собранными, а их отношения с учителями и родителями улучшились.
Ни родители, ни школы за участие в этом проекте не платят, проект в равных долях финансируют бюджеты города и области.
– Результаты у проекта впечатляющие – 9 из 10 детей стали лучше учиться, с удовольствием ходить в школу, – рассказал Владимир Панов. – Необходимо использовать его и в других школах города, чтобы технология, разработанная в ПИМУ, помогала адаптироваться к школе всем ребятам, кто в этой адаптации нуждается.
Что выявляют психологи у школьников, которые проходят у них курс? Вовсе не гиперактивность и невнимательность, как думали их родители. Причиной плохого поведения в школе часто становится повышенная тревожность, которую дети не могут контролировать. То есть ребят просто нужно успокоить и расслабить, и учеба будет даваться им намного легче, да и родителям и педагогам с ними будет намного проще.
Руководитель проекта «Здоровое будущее» Оксана Баландина рассказала, что психологи учат детей правильно слышать, различать слова и записывать за взрослым. На помощь приходит компьютерная игра, помогающая отличать звуки друг от друга. А для повышения концентрации ребята играют в игру, где управляют персонажами взглядом – специальное устройство следит за движением зрачков ребенка и передает команды компьютеру.
Сотрудничают с психологами и родители. Главное, что стараются донести до них специалисты, это то, что в процессе воспитания важно каждое слово, которое ребенку говорят родители. Статистика такова, что большую часть времени мамы и папы только и делают, что критикуют свое чадо, и только 20% времени – хвалят. А должно быть наоборот. Но похвалы всегда должны быть конструктивными, нужно объяснять, почему именно ребенок молодец.
– Этот проект помогает взрослым посмотреть на себя со стороны, понять, почему ребенок не слушается, почему плохо адаптируется в школе, получает двойки, – говорит ректор ПИМУ Николай Карякин. – Эта профилактическая работа помогает вовремя найти и устранить причину плохой успеваемости детей и избежать многих проблем в будущем.
Елена Крюкова
Фото Ивана Коцмана